Американский фрегат "Stark" атаковал вовсе не "Mirage F"…

117 мая 1987 года фрегат с управляемым ракетным оружием "Stark", принадлежавший ВМС США, патрулировал воды центральной части Персидского залива, примерно в трёх километра от берегов Ирана – зоны боевых действий, очерченной Ираком.

Примерно в 10 часов вечера (по местному времени) "Stark" подвергся нападению иракского истребителя. Радары американского военного корабля засекли приближение самолёта, и капитан Гленн Бриндел отдал радисту приказ выдать предупреждение и попросить пилота идентифицировать себя.

Иракский истребитель на это никак не отреагировал. Он приблизился к фрегату на расстояние 35 километров и выпустил по нему пару противокорабельных ракет "Aerospatiale AM.39 Exocet" с относительно простыми активными радиолокационными головками самонаведения. Радарам "Stark" обнаружить их не удалось, поэтому экипаж слишком поздно понял, что находится под огнём.

Первая ракета пробила корпус прямо под мостиком. Она не взорвалась, однако неизрасходованное топливо воспламенилось и вызвало сильный пожар. Вторая ракета попала практически в то же самое место и сдетонировала, проделав в корпусе дыру размером 3 на 5 метров.

Вместе обе ракеты нанесли огромный ущерб кораблю и спровоцировали пожар, который бушевал практически сутки. Чтобы не дать фрегату пойти на дно, Бриндел приказал затопить правый борт корабля, чтобы отверстие, образовавшееся в левом борту, находилось над водой. Судну в сопровождении эскадренных миноносцев "Waddell" и "Conyngham" с трудом удалось на следующий день добраться до порта Манама в Бахрейне.

В результате взрыва и пожара погибло двадцать девять военнослужащих ВМС США. Двое моряков были потеряны в море. Ещё восемь человек скончались от полученных травм в больнице. Комиссия, расследовавшая инцидент, хотела отдать Бриндела под трибунал. Однако он получил наказание, применяемое во внесудебном порядке, и ушёл в отставку.

Почему иракский самолёт атаковал американский фрегат "Stark"? Кто отдал такой приказ? Ответов на данные вопросы нет до сих пор. Багдад утверждал, что корабль двигался по направлению к зоне боевых действий, однако впоследствии всё же принёс свои извинения за случившееся. «Пилот принял "Stark" за иранский танкер», – заявило иракское правительство.

Властям США слабо верилось в эту версию, однако они решили не предпринимать никаких действий в отношении Ирака. Вашингтон принял извинения Багдада и фактически переложил вину за произошедшее на Иран. Официальные попытки встретиться и поговорить с пилотом, управлявшим истребителем, не увенчались успехом, вопреки обещаниям Саддама Хусейна.

Некоторые американские высокопоставленные военные источники утверждали, что всему виной была «неопытность» пилота. В сочетании с ничем не подтверждёнными слухами относительно плохо продуманного плана полёта, это способствовало укреплению официальной версии Багдада – нападение было ошибкой.

Вокруг атаковавшего самолёта также было много тайн. Разведка США была убеждена в том, что иракский истребитель-бомбардировщик "Mirage F.1EQ", перегруженный двумя ракетами "AM.39 Exocets", вряд ли бы смог хорошо влететь при таких погодных условиях и с таким тяжелым вооружением.2

Фотография повреждений корпуса и мостика американского фрегата "Stark"

Рождение теории

Цепь событий, приведших к нападению на "Stark", берёт начало в 1986 году. После серии авиаударов, которые иракцы нанесли по крупному экспортному нефтетерминалу, построенному Ираном на острове Харк, правительство страны решило реорганизовать всю систему экспорта нефти.

Вместо того чтобы продолжать дальше подвергать танкеры, зафрахтованные иностранными компаниями, воздушным атакам иракских истребителей, Иран арендовал несколько нефтесудов на международном рынке и использовал их для транспортировки сырой нефти от Харка до нового экспортного терминала на острове Сирри, расположенного в нижней части Персидского залива.

В таком решении было много преимуществ. Остров Сирри находится в более 750 километрах от ближайшей базы иракских военно-воздушных сил, поэтому считалось, что он был вне досягаемости Ирака. Более того, танкерами, арендованными Ираном, управляли профессионалы, которые хорошо ориентировались в опасных водах вокруг Харка и знали, как тушить пожары и справляться с другими последствиями ракетных атак.

Наконец, Тегеран думал, что такие суда будут лучше защищаться перехватчиками Военно-воздушных сил Исламской Республики Иран и военными кораблями Военно-морских сил Исламской Республики Иран.

Решение иранского правительства удивило иракцев. Военная разведка Ирака поняла, что произошло резкое увеличение экспорта иранской нефти, и ему потребовалось несколько недель, чтобы выяснить причину этого.

После получения разведданных о появлении нового экспортного терминала на острове Сирри иракские военно-воздушные силы решили атаковать его. Однако не всё было так просто. Чтобы уничтожить цель, пилотам необходимо было иметь некоторые данные о ней.

Тем не менее, в Ираке никто не знал о том, что представлял собой остров Сирри и как охранялся экспортный терминал. Более того, иракские военные пришли к выводу, что даже истребители-разведчики "МиГ-25 РБ" не смогут добраться до острова.

Попытки атаковать Сирри при помощи "Mirage F.1EQs" были рискованными. Это могло раскрыть важную тайну о том, что на вооружении иракской армии находилось два типа "Mirage F.1" – "F.1EQ-4" и "F.1EQ-5", которые могли похвастаться возможностью дозаправки в воздухе.

Тем не менее, нужно было что-то делать. В скором времени трое сотрудников иракской службы разведки прибыли в штаб и попросили о встрече с командующим ВВС Ирака, генерал-майором Хамидом Шаабаном. Они сделали ему предложение, от которого он не смог отказаться.

У иракской спецслужбы был бизнес-самолёт, "Dassault Falcon 50", относившийся к классу VIP. Их идея заключалась в том, чтобы установить разведывательные камеры в "Dassault Falcon 50", после чего осуществить тайный полёт над островом Сирри, выдав самолёт за один из множества авиалайнеров, которые летали по местным торговым воздушным коридорам.

Шаабан принял предложение разведывательной службы, и несколько дней спустя "Dassault Falcon 50" – под серийным номером 122, с маркировкой "Iraqi Airways" («Иракские авиалинии») и гражданским регистрационным номером YI-ALE – вылетел из международного аэропорта «Королева Алия» (Амман, Иордания) и направился в Мумбаи (Индия). На его борту находился обычный экипаж из двух человек, а также три опытных пилота, которые выдавали себя за богатых арабских бизнесменов.

Он некоторое время шёл по курсу примерно в 30 километрах к западу от Сирри – на расстоянии, которого оказалось достаточно для того, чтобы один из иракцев сделал снимки острова при помощи ручной камеры с мощным оптическим зумом. Шпионы повторили ту же самую процедуру, когда возвращались обратно в Амман днём позже.3

Mirage F.1EQ-5 – серийный номер 4560 – во время предварительного тестирования во Франции. Ракета "AM.39 Exocet" окрашена в белый цвет, а её головка самонаведения – в оранжевый.

Срочный приказ

Полученные фотографии позволили пилотам 81-й эскадрильи совершить успешный рейд на Сирри 12 августа 1986 года.

После этого командованию иракских ВВС пришла в голову мысль об использовании модифицированных бизнес-самолётов для того, чтобы беспрепятственно летать над Персидским заливом. Иракцы ожидали, что воздушные суда более крупного размера будут пригодны для транспортировки двух ракет "AM.39 Exocets", обеспечивая возможность нанести более мощный удар по иранским экспортным нефтетерминалам.

Иракские проектировщики сочли это очень важным, поскольку на тот момент из подходящих самолётов у ВВС Ирака был только "Mirage F.1EQ", оснащённый противокорабельными ракетами "Exocets".

Опыт использования иракцами "Exocet AM39" против танкеров в период с 1980 по 1986 год показал, что эти огромные корабли были не только прочными (за восемь лет войны было потоплено всего четыре нефтесудна), но и хорошо защищёнными – большинство ракет либо перехватывались, либо не взрывались даже тогда, когда поражали свои цели.

Иракцы, ссылаясь на необходимость в учебном самолёте для своих пилотов "Mirage F.1EQ-5", попросили французскую фирму "Thales" (главный подрядчик Ирака для всех заказов, связанных с "Mirage") модифицировать "Falcon 50 YI-ALE", добавив радар и систему оружия, как у "Mirage".4

Французский консультант и иракский техник рядом с ракетой "AM.39 Exocet", установленной в нижней части корпуса "Mirage F.1EQ-5", на авиабазе Саддам в 1984 году.

Выпустите птичку полетать

Французы сработали довольно быстро. К январю 1987 года все необходимые модификации были выполнены.

В ходе первых испытательных полётов иракские пилоты обнаружили ряд недостатков, которые французская фирма исправила в кротчайший срок, и 9 февраля 1987 года улучшенный YI-ALE был доставлен в Ирак через Корсику, Южную Италию, Грецию и Турцию.

Пилоты 81-й эскадрильи – единственное подразделение ВВС Ирака, летающее на самолётах "Mirage F.1EQ-5s" – назвали модифицированный "Falcon 50" «Сюзанной».

После нескольких тренировочных полётов «Сюзанна» была готова к выполнению своего первого боевого задания. 17 мая 1987 года один из пилотов 81-й эскадрильи, назовём этого человека «майором Мухаммедом» ради удобства, поскольку его настоящее имя неизвестно, покинул на «Сюзанне» (с двумя ракетами "AM.39 Exocets") авиабазу Саддам и направился к авиабазе Вахда, расположенной в 45 километрах к юго-востоку от Басры. После выполнения данного задания экипаж стал ожидать дальнейших указаний. С наступлением темноты штаб авиабазы Вахда получил шифровку «Выпустите птичку полетать» – фактически разрешение на оперативный боевой полёт над Персидским заливом.

Под покровом ночи майор Мухаммед вылетел на юг, взяв привычный курс, который иракские пилоты назвали «Аллеей Миража». Это был фиктивный воздушный коридор, который располагался параллельно побережьям Кувейта и Саудовской Аравии и вёл к северу Бахрейна. Преодолев его, пилот развернулся на 90 градусов и полетел в сторону Ирана.

Приблизившись к запретной зоне, установленной Ираком, Мухаммед перепроверил своё положение на карте и активировал радар, приступив к поиску любой крупной надводной цели. В скором времени на экране радара появилась яркая точка. Исходя из опыта, Мухаммед определил, что это был военный корабль средних размеров, который двигался вдоль запретной зоны, как будто собирался войти в неё.

Мухаммед пришёл к выводу, что капитан неизвестного судна действовал осторожно – он пытался держаться самого края запретной зоны, чтобы не попасть под обстрел. Именно это побудило его к действиям.

Ракеты "Exocets" были готовы. Мухаммед нажал на красную кнопку. Он тут же почувствовал, как тяжёлая ракета отделилась от самолёта, и услышал гул её мотора. Потом впереди появилась яркая вспышка, которая направилась в сторону мишени.

Майор Мухаммед был опытным ветераном, который провёл в бою более 1000 часов, преимущественно на "Mirage F.1EQs", поэтому эта миссия для него почти ничем не отличалась от остальных. Единственной её особенностью было то, что «Сюзанна» несла две ракеты. Соответственно, Мухаммед повторил процедуру прицеливания и выпустил ещё одну ракету, прежде чем резко развернуться влево и взять обратный курс на авиабазу Вахда.5

Последнее появление «Сюзанны». В 1989 году иракское национальное телевидение показало короткометражный документальный фильм о модифицированном самолёте "Falcon 50" с радаром "Cyrano IVM" и двумя противокорабельными ракетами "Exocet".

Постскриптум

Майор Мухаммед понятия не имел о том, что он выпустил две ракеты в американский военный корабль. Он также не знал, что его полёт отслеживал "E-3A Sentry", американский самолёт дальнего радиолокационного обнаружения, пролетавший в это время над Саудовской Аравией. Его экипаж, узнав об атаке на "Stark", попросил два истребителя "F-15 Eagle" Королевских Военно-воздушных сил Саудовской Аравии перехватить самолёт Мухаммеда, но Саудиты отказались это сделать.

Мухаммед продолжил успешную карьеру в ВВС Ирака, а «Сюзанна» больше никогда не поднималась в воздух для выполнения боевых задач. Иракцы наверняка подозревали о том, что американская разведка знала обо всём, что не "Mirage", а модифицированный бизнес-самолёт "Falcon 50" атаковал хорошо вооружённый и защищённый фрегат, в результате чего погибло 37 американских военных. Однако они никогда не признали его существование, поскольку это противоречило бы версии, высказанной министерством иностранных дел Ирака.

В 1987 году Франция начала поставлять Ираку самолёты "Mirage F.1EQ-6", которые были оснащены двумя ракетами "Exocet". Год спустя модифицированный "Falcon 50" снова был модернизирован, получив дополнительный топливный бак и узел подвески вооружения.

Благодаря последнему, в начале 1988 года «Сюзанна» вместе с "Mirage F.1EQ-6" помогла доставить в Ирак несколько бортовых радиолокационных станций, разработанных французами.

Во время войны в Персидском заливе иракские военно-воздушные силы решили не подвергать ценный самолёт опасности и отправили его в Иран… Больше «Сюзанну» никто не видел.

источник

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники