Барк "Памир"

Винджа́ммер (англ. windjammer — буквально «выжиматель ветра») — последнее поколение крупных коммерческих парусников, появившееся в конце XIX века на основе достижений промышленной революции. В 1870–90–х гг. пароходы стали достаточно экономичны, чтобы вытеснить парусники с европейских линий, но дальние маршруты оставались им неподвластны. Для этого была необходима промежуточная бункеровка, процедура достаточно долгая и недешёвая, ведь требовалось содержать сеть промежуточных угольных станций.

Винджаммеры использовали все новинки кораблестроения того времени, прежде всего применение железа и стали. Это позволило инженерам реализовать все требования гидродинамики — корабли стали больше и имели большее удлинение корпусов, в результате чего сильно выросла их средняя скорость, оставив позади прежних быстроходов — «чайные клиперы». Впрочем, в США, богатых лесом, также продолжали использовать дерево при постройке, как например на 6–мачтовой шхуне «Вайоминг». Длина достигала 100—140 м, а водоизмещение — 4–10 тыс. тонн.

Кроме стальных корпусов винджаммеры получили также стальные мачты, позволившие поднять паруса на большую высоту и увеличить площадь парусности. Более длинные корпуса позволяли устанавливать больше мачт — от трёх до четырёх и более. Наибольшим количеством обладала американская шхуна «Томас Лоусон», имевшая сразу семь мачт. С целью облегчения работы с парусами их стали делить надвое, с соответствующим обозначением «верхний» и «нижний». В начале XX века работа с парусами начала осуществляться при помощи лебёдок, с паровым или электрическим приводом.

Вооружались винджаммеры, как правило, барками, но бывали и отступления — прямое вооружение на всех мачтах, а также шхуны (в США). Также винджаммеры получили и паровые машины, не сделавшие их, однако, пароходами — машины были маломощными и служили вспомогательным двигателем на случай штиля. К тому же не все судовладельцы соглашались с дополнительными тратами, связанными с эксплуатацией паровых машин на парусниках.

Одними из наиболее известных стали парусники «линии П» («летающие П») компании Фердинанда Лайеша, прозванные так из–за того, что имена их начинались на «П» — Потози, Поммерн, Пассат, Памир, Пройсен, Пекин, Падуя, Понапе, Пинвалл и т. п. Памир был пятым из десяти. Затонул близ Азорских островов 21 сентября 1957 года в результате урагана, возвращаясь из Чили. Из 86 человек экипажа уцелело лишь 6. Катастрофа получила большую огласку и задержала переоборудование коммерческих парусников в учебно–грузовые (хотя было признано что конструкция судна не была причиной трагедии, произошедшей из–за редкого стечения обстоятельств).

Бывший «Падуя» из «линии П» попал после Второй мировой войны в СССР и стал учебным барком «Крузенштерн». Последний действующий "выжиматель ветра", но уже не грузовой конечно. "Памир" был последним грузовым парусникам, огибавшим мыс Горн незадолго до постройки Панамского канала, последний в мире грузовой парусник вплоть до своей гибели в 1957 году. В ФРГ тогда объявили трехдневный траур.

источник https://ships.d3.ru/bark-pamir-1414276/

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники