Бронепоезд "Балтиец" Краснознаменного Балтийского флота

Бронепоезд «Балтиец» – один из первых боевых единиц, действовавших в советской армии с начала Великой Отечественной войны. 3 июля 1941 года на митинге в Лениград-Балтийском электродепо было принято решение построить своими силами бронепоезд, использовав для этого паровоз Оп-7599 и 2 четырехосные платформы грузоподъемностью 60 тонн. Стальной прокат для обшивки паровоза поставил Ижорский завод.


Бронепоезд № 1 Балтиец (С-32) из состава 72-го ОДБП, выходит на позицию. Весна 1942 г.

12.07.41 г. по распоряжению коменданта Ижорского сектора береговой обороны главной военно-морской базы Краснознаменного Балтийского флота комбрига Лаковникова и коменданта береговой обороны ГВМБ БФ генерал-майора Григорьева принимается решение о формировании бронепоезда в составе бронепаровоза и четырех 2-осных бронеплатформ с "зенитными и противотанковыми орудиями".

Работами по формированию бронепоезда руководили начальник артиллерии Ижорского сектора майор Проскурин и начальник инженерной службы военинженер 2 ранга Зверев.


Бронепоезд «Балтиец» 72-го ОДБП на обслуживании под сводами Витебского вокзала.

Изготовление бронеплатформ велось в мастерских военсклада № 146 в Большой Ижоре. Для вооружения бронепоезда со 2-го северного форта сняли две трехорудийные батареи - 125 и 159-ю - укомплектованные 45-мм универсальными полуавтоматическими пушками 21К на тумбовых установках. Кроме того, из частей флота выделили 6 12,7 пулеметов - 4 ДШК и 2 ДК, 16 пулеметов Максима и 3 пулемета ДП.

Вид с тендера бронепаровоза на бронеплощадки бепо № 7 "Балтиец" КБФ. 1942 год. Хорошо видны зенитная установка пулемета ДШК и 45-мм пушки 21К с щитами оригинальной конструкции, на заднем плане - площадки с 102-мм морскими орудиями.

В качестве тяговой единицы формируемому бронепоезду, получившему номер 301, придали бронепаровоз Од № 431 с трехосным тендером ( из состава бронепоезда № 2 бывшей латышской армии, эвакуированный из Прибалтики).

25 июля 1941 года приказом коменданта Ижорского сектора БО ГВМБ КБФ бронепоезд № 301 считался окончательно сформированным.

31 января 1942 года на бронепоезде было установлено еще одно орудие – 130 мм пушка, снятая с крейсера «Аврора», которая могла вести огонь только с остановкой и опусканием «утризеров» с опорой на железнодорожную насыпь,

Команда бронепоезда была сформирована из железнодорожников-добровольцев города Ленинграда и кадровых артиллеристов. Личный состав составлял всего 128 человек.


Бронепоезд "Балтиец" и его командир Стукалов В. Д., 1942-й год.

Название «Балтиец» было присвоено 23.02.1942 и было приурочено к 24-ой годовщине Советской армии и военно-морского флота.

С 28 по 30 августа 1941 г. бронепоезд, уже участвовавший в боях, прошел дооборудование на Ижорском заводе.


Занятия по противохимической обороне команды бронепоезда № 7 "Балтиец".

В январе 1942 г. в состав бронепоезда включили 4-осную площадку со 130-мм морским орудием Б-13, снятым с крейсера "Аврора". Чуть позже два 45-мм орудия заменили на две 76-мм пушки Лендера.

3 февраля 1942 г. приказом командования КБФ переименован в № 7 "Балтиец".


Занятия по противохимической обороне команды бронепоезда № 7 "Балтиец" Краснознаменного
Балтийского флота. 1942 год. На заднем плане - бронеплощадка со 102-мм морской пушкой.

Действовал на Ленинградском фронте до конца сентября 1944 г. А 6 октября 1944 г. был расформирован.

источник https://foto-history.livejournal.com/11707462.html

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники