Великий американский дефицит туалетной бумаги 1973 года

31414Жизнь большинства американцев в 1973 году была омрачена дефицитом. Фондовый рынок обвалился и за первые несколько месяцев потерял более 45% своей стоимости. Это был один из худших спадов в истории США. В октябре арабское нефтяное эмбарго спровоцировало продолжительный кризис, во время которого цена на топливо выросла с $3 до $12 за баррель. Незаметно Америка перешла в период экономического застоя. Подобного в стране не наблюдалось со времён Великой депрессии.

Бензин, электричество и ... лук, как сообщалось, превратились в дефицит. У американцев развилась «психология дефицита». Затем, прямо в разгар экономического кризиса, с полок магазинов исчезла туалетная бумага, что вызвало массовый приступ паники. Это был, пожалуй, самый запоминающийся дефицит, произошедший в тот нелёгкий для США период. В него были вовлечены правительственные чиновники, известный телеведущий, уважаемый конгрессмен, толпы репортёров и руководители промышленных предприятий, однако, в конечном счёте, во всём обвинили самих потребителей.

Дефицит туалетной бумаги, впрочем, как и других товаров, начался с распространения неподтверждённых слухов. В ноябре 1973 года несколько информационных агентств сообщили о нехватке бумажных салфеток в Японии. Данная новость осталась незамеченной, и никто, казалось, не придал этому большого значения, за исключением Харольда Вернона Фролича, сорокаоднолетнего конгрессмена-республиканца, который осуществлял руководство над районом в Висконсине, покрытым густым лесом, и в последнее время начал получать жалобы от избирателей об уменьшенном потоке древесной массы. 16 ноября он сделал заявление прессе – «Правительственная типография столкнулась с серьёзной нехваткой бумаги».

Однако, спустя несколько недель, Фролич обнародовал документ, который указывал на то, что Национальный закупочный центр не удовлетворил заявку на обеспечение туалетной бумагой войск и чиновников. 11 декабря конгрессмен сделал ещё одно, более серьёзное заявление: «США могут столкнуться с серьёзной нехваткой туалетной бумаги в течение нескольких месяцев… Мы надеемся, что нам не придётся выдавать туалетную бумагу по карточкам… Касательно дефицита – это не шутка, а реальная проблема, которая потенциально может коснуться каждого американца».

На фоне нехватки бензина и прочих продуктов, а также экономического принуждения, заявление Фролиха было принято на веру, и СМИ принялись распространять его со скоростью звука. Телеграфные агентства, радиоведущие и международные корреспонденты превратили то, что было сказано конгрессменом, в сенсацию; слова «может» и «потенциально» отсутствовали в переводе, и дефицит был объявлен обречённой истиной.

Появились все основания для возникновения потребительской паники; чтобы разжечь её, нужна была искра. Когда Джонни Карсон пошутил о дефиците туалетной бумаги в своём телевизионном ток-шоу, дело приняло серьёзный оборот. «Все знают, что сегодня мы испытываем нехватку некоторых продуктов, – сказал он 20 миллионам зрителей. – А вы слышали последние новости? Я не шучу. Я читал об этом в газетах. Сейчас наблюдается дефицит туалетной бумаги!».

После этого американцы будто с ума сошли. Миллионы людей ринулись скупать туалетную бумагу. «Я слышала об этом по новостям, поэтому решила купить 15 рулонов», – сказала одна покупательница "The New York Times". Другая заявила: «На вечеринку в честь рождения своего будущего ребёнка я попросила гостей принести туалетную бумагу». В этом хаосе сотрудники компаний по производству туалетной бумаги и лидеры индустрии призывали общественность успокоиться. Владельцам магазинов, которые заказывали туалетную бумагу в астрономических количествах, пришлось ввести ограничение – по два рулона на руки.

«Если бы люди не начали скупать туалетную бумагу и волноваться по поводу дефицита, всё было бы нормально», – заявил управляющий одного из супермаркетов в интервью для "St. Petersburg Times". Впоследствии он увеличил стоимость туалетной бумаги с 39 до 69 центов за рулон, однако люди по-прежнему продолжали сметать её с полок каждый день.

Четыре долгих месяца туалетная бумага оставалась редким товаром. Это даже привело к образованию чёрного рынка. Искусственно созданный ажиотаж начал спадать в феврале 1974 года. Постепенно американцы стали понимать, что дефицита туалетной бумаги никогда не было.

Впоследствии Джонни Карсон был вынужден взять на себя всю вину за распространение мифа о дефиците туалетной бумаги. Он искренне извинился перед американцами в эфире своего ток-шоу: «Я не хочу, чтобы меня запомнили как человека, который создал искусственный дефицит туалетной бумаги. Я прочёл эту новость в одной из газет и немного преувеличил её… Никакого дефицита нет».

Поясняя причину паники, профессор маркетинга Стюарт Бритт выдвинул теорию, которая в наш цифровой век актуальна, как никогда: «Каждый из нас хочет узнать о чём-либо первым. Это синдром под названием «А Вы слышали о том, что…?». В старые времена слухи распространялись очень долго, и этого времени было достаточно для того, чтобы позволить людям проверить их достоверность».

via

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники