Демистификация таинственного Дома Винчестеров

Вид на дом с южной стороны (примерно 1906 год)

В 2015 году новым старшим смотрителем Дома Винчестеров, расположенном на Винчестер-бульваре в городе Сан-Хосе (штат Калифорния, США), стал Уолтер Магнусон. Когда он приехал осмотреть этот знаменитый, своеобразный особняк, он попросил экскурсоводов показать ему всё. «Я хотел увидеть то, что находилось за закрытыми дверями, я хотел увидеть коридоры, в которых было темно. Я начал обо всё расспрашивать, – говорит Магнусон. – Мне сказали: “Видите ли, многие из этих комнат можно открыть только отмычками, ключи имеются лишь у одного экскурсовода”».

В конечном счёте, он получил доступ к тайным комнатам, и то, что он обнаружил, было поразительным и соответствовало эксцентричной репутации дома. В одних помещениях отсутствовали половицы, другим был нанесён серьёзный ущерб в результате землетрясения 1906 года, и они были закрыты. Были и восхитительные находки. Магнусон видел обои, которые, словно драгоценный камень, рассеивали солнечный свет в крошечные сферы, ряды витражей, по какой-то причине установленных на уровне пояса, и секретные балконы, предлагавшие вид на остроконечные крыши. «Дом открывал всё новые и новые тайны, – говорит Магнусон, который ранее занимал руководящую должность в «Диснейленде». – Некоторые из помещений вызывали кучу вопросов: каково было назначение комнаты? Кто здесь останавливался? О чём думала Сара?»

Магнусон хотел сделать эти комнаты доступными для общественности, однако персонал, работавший здесь очень давно, попросил ряд из них оставить закрытыми. «Одни поддерживали меня, – поясняет Магнусон. – Другим нравилась идея, что о некоторых помещениях знали только сотрудники». Тем не менее, видение Магнусона победило. Он принял решение восстановить переднее крыло дома и сделать его открытым для посещения.

 

Внутри башни в северном крыле

Одна из первых вещей, которые тут же бросаются в глаза, когда вы приближаетесь к Дому Винчестеров – это входная дверь, которая не выровнена с пиком крыши над ней; она слегка смещена вправо. Возможно, кому-то это покажется незначительной деталью, однако она намекает на тот беспорядок, который царит внутри. Проект этой архитектурной странности со 160 комнатами был придуман Сарой Винчестер, вдовой оружейного магната Уильяма Винчестера. Сара была скрытной и эксцентричной женщиной. Этот особняк на калифорнийской земле строили более 30 лет. Легенда гласит, что Сара сделала это, чтобы успокоить или сбить с толку души людей, убитых винтовками «Винчестер». Осмотр дома странным образом похож на знакомство с женщиной, построившей его – и никакие страшилки не нужны, ведь её креативность и амбиции и без них поражают.

Сара Винчестер унаследовала 20 миллионов долларов после смерти своего мужа в 1881 году. Вскоре после этого она переехала из Нью-Хейвена (штат Коннектикут) в восьмикомнатный фермерский дом с фруктовым садом в долине Санта-Клара. Она практически сразу приступила к строительным работам. Преданная бригада плотников не стала составлять чертежи и тут же принялась за строительство новых комнат. Сама Сара, не колеблясь, принимала неортодоксальные строительные решения – лестница, ведущая к стене, шкаф глубиной около дюйма, дверь, ведущая в никуда. После смерти Сары в 1922 году дом арендовал бизнесмен Джон Браун, он окрестил его туристической достопримечательностью и спустя некоторое время полностью выкупил. С тех пор особняк стал любимым местом любопытных американцев. Его посетило более 12 миллионов человек.

Кроме слуг, мало кто видел интерьер дома при жизни Сары Винчестер. Она пыталась отойти от смерти мужа и дочери Энни, которая умерла от болезни в младенческом возрасте. По большей части, никому не разрешали даже фотографировать его. «Согласно одной истории, Теодор Рузвельт, будучи проездом в Сан-Хосе, захотел встретиться с вдовой Винчестер, – говорит Магнусон. – Он постучался во входную дверь, но никто его не впустил». Эксцентричность Сары, которая вела обособленный образ жизни, и россказни о призраках не могли не сказаться на истории дома. Однако больше всего поражает экстраординарная художественная свобода, которую она проявила при создании дома, а также то, на что готовы сегодня пойти сотрудники, лишь бы сохранить таинственный особняк в нетронутом виде.

 

Вид на дом с воздуха

В течение десятилетий посетители следовали одним и тем же экскурсионным маршрутом, проходившим через сотню комнат. Он начинался во дворе, далее туристы исследовали прихожую и такие помещения, как Венецианская Столовая с деревянными панелями и Большой Бальный Зал, где Сара Винчестер установила витражи с зашифрованными цитатами из произведений Шекспира «Троил и Крессида» и «Ричард II».

Магнусон счёл хорошей идеей открыть новые помещения для посетителей. Его план реставрации начали претворять в жизнь в августе 2016 года. После десяти месяцев напряжённой работы, в мае 2017 года, 40 тайных комнат, включая те, которые редко видели даже сотрудники, были открыты для публики.

По словам Майкла Таффа, руководителя команды по эксплуатации и обслуживанию дома, работы были направлены, прежде всего, на то, чтобы сделать новые помещения безопасными. «В действительности мы произвели множество изменений, – говорит он. – У нас было сырое красное дерево; его пришлось обработать и заделать штукатуркой». Ржавые гвозди заменили, повреждения после землетрясения устранили, а недостающие половицы добавили.

 

Приёмная

Больше всего усилий пришлось приложить к восстановлению одного чердака, как утверждает давний историк дома Джанан Беме, помогавшая с планами реставрации. «По сути, там была только платформа с дырками. У лестниц отсутствовали перила. В общем, о безопасности не было и речи, – говорит она. – Вы запросто могли провалиться в одну из дырок». Команде по эксплуатации и обслуживанию дома пришлось сооружать деревянный помост.

Вся эта работа была необходимой – отчасти потому, что после землетрясения Сара Винчестер почти полностью забросила переднее крыло дома. «Она просто прервала строительство в этом месте, – говорит Тафф. – Нельзя точно определить, как выглядели комнаты до землетрясения». Однако нам помогли разные подсказки – кусочек глянцевой плитки тут, часть обоев там. Одно из восстановленных помещений, столовая, оснащена старинной мебелью и оклеена обоями, которые когда-то были популярны среди состоятельных викторианцев. Землетрясение сильно повредило обои, поэтому рабочим пришлось восстанавливать их по уцелевшим образцам. (Столовая не была включена в новый экскурсионный маршрут, однако она доступна для специальных мероприятий.)

 

Повреждения, вызванные землетрясением 1906 года

После реставрации остались некоторые интригующие детали. Возле входной двери есть комната с голыми стенами, внутри которой находится кладовая. «Сара часто вырезала небольшие пространства из того, что уже существовало», – поясняет Беме. Недалеко от входа также располагается пустой очаг. После землетрясения Винчестер убрала полки над каминами и заключила кирпичные дымоходы в металл – вероятно, чтобы они не рассыпались в случае очередной катастрофы.

Парадная лестница ведёт к витражу в стиле Тиффани, который когда-то, несомненно, заливал пространство разноцветными лучами. Однако позднее его полностью закрыла новая внешняя стена, построенная, по всей видимости, по просьбе Сары Винчестер.

И хотя дом имеет репутацию «тусклого лабиринта», в нём насчитывается 10 тысяч оконных стёкол, что говорит о желании Сары заполнить его естественным светом.

 

Хрустальная Спальня

Лестничная площадка открывает вид на ряд готовых и незаконченных комнат, включая Хрустальную Спальню с бледно-жёлтыми обоями. Одна из причин, по которым эта комната была закрыта в течение многих лет – обеспокоенность по поводу того, что солнечный свет может испортить обои. Поэтому есть вероятность, что её снова опечатают.

В комнате висит старая фотография дома, на которой запечатлён молочно-белый призрак в переднем окне. Персонал даёт расплывчатые объяснения на тему привидений, однако с готовностью делится опытом других. «Есть люди, которые очень любят паранормальные явления. Они слышали много историй об этом месте и хотят проверить их правдивость на собственном опыте, – говорит Магнусон. – Они могут чувствовать лёгкие похлопывания по плечу или что-то в этом роде. Один из слуг Сары, Клайд, видимо, по-прежнему продолжает здесь работать; некоторые посетители время от времени видят его с тачкой».

Тафф говорит: «Когда вы в доме, вам кажется, что вы здесь не одни».

«Но, по крайней мере, они дружелюбны», – добавляет Беме.

«Да, я никогда не испытываю страх», – соглашается Тафф.

 

Коридор

Сообщения о призраках, мифы о самой Саре Винчестер и энтузиазм персонала – всё это создаёт атмосферу внушаемости. Новый фильм о Саре Винчестер также играет на этой идее, равно как и ряд изменений, произведённых в доме. Тафф, который раньше работал в тематическом парке, хорошо разбирается в такого рода театральности. Он и его команда недавно усовершенствовали звуковую запись, которая воспроизводит звуки землетрясения, обрушившегося на дом в 1906 году. Оно разрушило башню и в течение нескольких часов держало Сару в ловушке в Маргаритковой Спальне. «Вот она, – говорит Беме. – Полнометражная». Из динамика в соседней спальне раздаётся громкий рёв, и пол начинает дрожать. Слышатся звуки бьющихся стёкол и посуды, которые перемежаются с грохотом. Нестабильность присутствует постоянно.

В Маргаритковой Спальне (она включена в оригинальный тур) Сара Винчестер позвонила в колокольчик, чтобы вызвать слуг, которые не могли её найти в этом хаосе. Здесь по сей день остаются нетронутыми потрескавшиеся стены и ободранные обои, а также панели из витражных цветов, которые дали комнате такое название. «Как бы вы себя чувствовали, если бы внезапно вас разбудило землетрясение? – спрашивает Беме. – Вам кажется, будто вокруг вас рушится весь мир». После того как Сара была, наконец, спасена, она покинула особняк и некоторое время жила в плавучем доме в заливе Сан-Франциско. Возможно, это помогло ей преодолеть собственные страхи.

 

Ведьмин Колпак в Южной Башне

Остатки семиэтажной башни, разрушенной во время землетрясения 1906 года – декоративные элементы, перила и отделка – хранятся на чердаке. Чтобы посетители смогли их увидеть, команда Таффа оборудовала его множеством поручней и стабилизирующих планок. Далее путь ведёт к Ведьминому Колпаку в Южной Башне – это изюминка нового тура. Чтобы добраться до него, вы должны пройти через узкий коридор, высота которого едва достигает 1,5 метров. В нём есть случайные окошки, через которые проникает свет, однако посетителям всё равно трудно ориентироваться в пространстве, поскольку стены расположены слишком близко друг к другу.

Ведьмин Колпак представляет собой незаконченную круглую комнату с балками из красного дерева. Если вы будете стоять в самом центре башни, ваш голос будет странным образом отскакивать от стен. Беме говорит, что один экстрасенс описал комнату как отличное место для проведения сеансов. И, как сообщается, именно это привлекло Гарри Гудини в дом в 1924 году, однако он не был заинтересован в общении с мёртвыми, он лишь хотел доказать, что эта практика была чушью. Никто не знает, что произошло, однако Гудини счёл визит весьма запоминающимся и прислал об этом вырезку из газеты владелице дома.

 

Вход в подвал

Есть предположения, что Винчестер действительно проявляла интерес к сверхъестественному. Об этом свидетельствуют витражные паутины и дань числу 13 (окна с 13 стёклами, потолки с 13 панелями и лестницы с 13 ступенями). Подобные воззрения не были чем-то необычным в то время. В конце XIX и начале ХХ веков по всей стране наблюдался всплеск спиритизма. «Гражданская война послужила тому хорошим поводом, – говорит Беме. – Все эти женщины, они потеряли своих мужей, сыновей, братьев, отцов. Они были в печали и отчаянии». Винчестер также столкнулась с потерей всей своей семьи.

Однако основная легенда, связанная с домом – о том, что его преследуют призраки людей, убитых из винтовки «Винчестер» – была придумана не столько Сарой, сколько первыми промоутерами дома и экстрасенсом Сьюзи Смит, написавшей в 1967 году книгу под названием «Известные американские призраки». Беме считает, что легенда не в силах объяснить необычные строительные идеи Сары Винчестер. «В то время на оружие смотрели по-другому. Оно было жизненной необходимостью, – говорит она. – О Саре ходило немало историй в те дни. Она на самом деле не хотела иметь дел с прессой, потому что они писали о ней много плохих вещей». Возможно, именно её молчание подпитывало различные слухи.

 

Могила семьи Винчестеров в Коннектикуте

Беме рассматривает особняк Винчестеров больше как результат художественной работы, нежели попытку успокоить призраков. Краевед Мэри Джо Игноффо соглашается с ней. «Эта концепция вины за производство оружия возникла из прогрессивных социальных идеалов, превалирующих на рубеже ХХ века, – пишет она в «Пленнице лабиринта», первой полной биографии Сары Винчестер. – Маловероятно, чтобы Сара Винчестер чувствовала ответственность или вину за изготовление огнестрельного оружия, которое убивало людей».

Однако промоутеры дома и Голливуд хорошо понимают, что трагедия – настоящей Леди Макбет, желавшей стереть кровавое пятно со своего рода – продаётся лучше. Тем не менее, это также помогло сохранить дом. «Без этих легенд, я думаю, что дома уже не было бы на том месте, – говорит Тафф. – Его снесли бы».

 

Сара Винчестер в карете

Однако эти истории в какой-то степени скрывают то, кем на самом деле была Сара Винчестер. Хотя она и не любила публичность, она была больше привязана к реальному миру, а не духовному. По общему мнению персонала дома, она была творческой добродетельницей, переживавшей глубокую личную потерю. «Сара вкладывала деньги в то, что ей было дорого, – говорит Беме. – Она платила своим работникам больше стандартной зарплаты и держала их в течение многих лет отчасти потому, что хотела обеспечить им средства к существованию». Игноффо предполагает, что она с головой погрузилась в строительный проект, чтобы почувствовать себя ближе к покойному мужу – архитектура была одним из давних страстных увлечений Уильяма Винчестера.

 

Команда плотников

Дом Винчестеров был "magnum opus" или продуктом беспокойного ума? Или, возможно, и тем, и другим? Как бы там ни было, то, что когда-то строилось для глаз одного человека, теперь стало достоянием общественности. «Большая часть внимания прикована к самым эксцентричным качествам Сары и тайнам, окружающим её, – говорит Магнусон. – Я думаю, это необходимо для того, чтобы понять, насколько замечательной женщиной она была».

Как только вы покинете ухоженную территорию дома, вы тут же наткнётесь на полированный фасад фешенебельного торгового центра, построенного через дорогу. И вы поймёте, что в лабиринтах и скрытых комнатах дома есть некий комфорт, в его странностях присутствует свобода, а в абстракциях – величие. Кроме того, охватывает трепет при осознании того, что Сара Винчестер настолько хорошо спрятала некоторые комнаты, что никто не видел их более ста лет. «Возможно, есть ещё помещения, которые мы пока не обнаружили, поскольку у нас нет чертежей», – говорит Магнусон. Есть немного утешения в том, что в Силиконовой Долине, всё ещё есть секреты – и много вопросов, которые на самом деле не нуждаются в ответах.

источник

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники