Исламский банкинг

Сущность исламской экономики — отказ от процента. Также запрещены спекуляция и азартные игры.
Есть и этические запреты: производство и потребление алкоголя и табака, проституция, порнография, колдовство, переработка не халяльного мяса животных.

Исламский банк работает по принципу проектного инвестирования, то есть становится соавтором и совладельцем инициаторов проекта. Если обычный банк абсолютно не интересуется, зачем вы берете у него деньги, его волнует только возврат суммы с процентами, причем проценты являются главной «конфетой» такой банковской деятельности, то исламский банк изучает все обстоятельства дела.

В исламском банке деньги даются только под какое–то конкретное дело. Это первый момент. Второй момент – запрет на фьючерсы. Никакая игра на еще не созданной продукции не может вестись. Никакая спекуляция на дериватах или дериватах от дериватов тоже не возможна. Потому что «экономика воздуха» в исламском банке под запретом.

Для клиентов будет привлекательным то обстоятельство, что исламский банк не участвует в сомнительных операциях, поддерживая только те проекты, которые по глубокому анализу имеют экономическую перспективу. При этом исламский банк делит риски с клиентом. Ошибки могут быть и при анализе, и при экспертизе, но банк делит эти риски со своим клиентом.

Исламские банки динамично развивается, хотя их удельный вес в мировой экономике еще очень мал.

Вожно отметить: суть этого банкинга – не в определении "исламский", а в том, что процент (ростовщичество как таковое) запрещен. Да, эпитет "исламский" прижился, но это никак не говорит о том, что такая деятельность ориентирована только на мусульман. Сегодня многие подобные банки не именуются исламскими, а называются банками участия или альтернативными финансами.

Критика, или ложка дёгтя:

В государствах Персидского залива исламский банкинг является главным финансовым инструментом, что не мешает им сотрудничать с мировой финансовой системой. Но "халяльные" деньги по канонам исламского банкинга не могут смешиваться в одном потоке с деньгами, задействованными в классических операциях с использованием ссудного процента. А полная автономизация "халяльного" денежного потока невозможна.

Встроить в экономическую систему, сформированную на проценте как плате за предоставление денег в долг, совершенно иную систему довольно сложно, даже практически невозможно. Возникают вопросы контроля, этические, управления ликвидностью, страхования, резервирования и т. д. Отличаются и мышление банковских сотрудников, логика операций. Поэтому есть мнение исламских банкиров, что проще научить людей, не относящихся к небанковской сфере, заниматься Islamic finance operations, чем переучивать банкиров. Все это можно назвать "эффектом финансовой колеи".

В Турции (преимущественно мусульманской стране) отлично работает не исламский, а классический банкинг. Значит, вопрос с применением исламского банкинга заключается не в потребностях мусульманского населения, а в том, нужен ли этот инструмент рынку, насколько он интересен.

Вопрос практического применения в "этой стране"(с): в кулуарах саммита исламских финансов в Казани банкиры отвечали бизнесменам: "Дорогой, лозунг об отсутствии ссудного процента годится для трибуны, а реально я могу тебе дать финансирование только под процент"».

За всю историю российского банкинга в полной мере по модели исламского банкинга работал банк "Бадр–Форте", у которого в 2006 году отозвана лицензия. Решение о применении крайней меры воздействия — отзыве лицензии на осуществление банковских операций – было принято Банком России в т. ч. в связи с неоднократными нарушениями в течение одного года Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"».

источник http://www.muslimeco.ru/opubl/426/

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники