Как организовано обучение в американских вузах

0

Мне часто задают вопросы относительно учебы в США, т.к. я закончил один из ведущих вузов страны. Сегодня я расскажу о процессе учебы в США и постараюсь затронуть большинство аспектов учебы в университете. Хочу заранее сказать, что всё, о чём я пишу, основано на моём собственном опыте. Весь текст ниже – это мое мнение и мой опыт, который относится исключительно к инженерному факультету.

Первое отличие от ВУЗов России состоит в том, что здесь нет фиксированного расписания занятий.
Каждому поступившему выдается вот такой лист (для примера я взял лист инженеров-химиков) с предметами, которые нужно прослушать для получения диплома. У предметов, или классов, как их тут называют, есть определенный порядок изучения. Обычно студент сам формирует расписание классов как ему удобно, с ограничениями лишь по приоритету классов, т.е. нельзя брать математику второго уровня, пока не пройден первый уровень; “химические процессы” нельзя изучать, пока не пройдены две общие химии и т.д. Но возьмет ли студент класс “История” в первый семестр или в последний – значения не имеет.
Каждый предмет имеет количество кредитов (или часов), которые считаются недельно. К примеру, 3 кредита – это занятия два раза в неделю по 1.5 часа, итого 3 часа занятий в неделю. Чтобы студент считался полностью занятым (очником), ему необходимо иметь как минимум 12 кредитов за каждый семестр, иначе статус очника меняется на заочника. При этом, если у студента есть финансовая помощь от правительства или штата, то у него возникнут проблемы.

Все предметы обучения (классы) делятся на две группы: главные, или относящиеся к профессии, и второстепенные. Каждый студент обязан взять два курса английского языка, два курса истории Америки, два курса устройства правительства, и еще по классу искусства и социологии (а-ля психология, философия, история живописи или что-то подобное, что можно выбрать из большого листа предлагаемых классов). Этих классов немного в сравнении с профильными предметами. Кроме того, многие изучают их в школе или в колледже, перед тем как поступить в вуз.

Профессиональные классы делятся тоже на три группы – подготовительные, профильные и специфические. Подготовительными являются классы, которые нужны будут в последующем, например, базовая физика или химия. Профильными являются классы непосредственно относящиеся к специальности, например, химические процессы или органическая химия. Кроме того, на последних семестрах есть выборочные классы (специфические профильные классы), которые студент выбирает сам с учётом своей специальности. Например, если вы хотите работать на нефтеперегонном заводе, то лучше изучать предметы, касающиеся нефтеперегонных процессов, для желающих работать в море лучше подобрать что-то из мира сырой нефти и процесса ее очистки. Классов можно взять и больше, чем требуется, это не запрещается, можно взять классы из программы магистратуры.

Здесь нет понятия «экзаменационная сессия». Сессия тут непрерывная, нужно постоянно работать на все 100%, чтобы хорошо сдавать каждый предмет. Каждый предмет имеет определенную структуру оценки, и выглядит она примерно следующим образом: в течении семестра у вас будет 3 экзамена, которые оцениваются как 15% от общей оценки, экзамены проходят каждый месяц (т.к. в среднем семестр длится 3 месяца, то получается по экзамену каждый месяц). Эти экзамены охватывают изучение определённой части материала по предмету в течении месяца.

В конце семестра есть так называемая «финальная неделя», обычно это полторы или две недели с финальными экзаменами. Финальный экзамен – это результат твоего изучения предмета за весь семестр. Как правило, он оценивается как 30% от общей оценки. Помимо этого учитываются и домашние задания, всего их 11, как 10% общей оценки, и еще есть контрольные работы, их тоже 11 и это оставшиеся 15% оценки.
Как правило, преподаватель дает возможность заместить финальным экзаменом один из самых худших семестровых экзаменов, замещая оценку худшего теста оценкой финального экзамена, конечно при условии, что балл финального экзамена выше. То же самое происходит с домашними заданиями и контрольными, один из самых худших баллов опускается и считается только 10 заданий, а не 11.

Структура процентов и количества тестов, домашних заданий и контрольных может меняться, могут добавляться презентации, лабораторные работы, проекты, дополнительные задания для дополнительной оценки. Что-то может полностью отсутствовать (домашние работы, например, или контрольные). Суть структуры остается неизменной, – в процессе учебы весь семестр надо работать очень добросовестно, есть право лишь на одну ошибку. К выпускным экзаменам ситуация немного меняется, особенно это касается выборочных профильных классов: львиная доля оценки формируется из семестрового проекта, индивидуального или группового.

В конце обучения студенту нужно сдать государственный экзамен, который называется “Фундаментальная база инженерии”, этот экзамен стоит около $200, и дается он два раза в год, длится он 8 часов и охватывает большой ряд классов относящихся к профессии, как общих так и профильных. Без этого экзамена многие компании вас на работу не возьмут, т.к. после 5 лет работы вы можете сдать экзамен на звание профессионального инженера и получить свою лицензию, но без фундаментальной базы вас к проф. экзамену не допустят. А если у вас нет лицензии, то вы не сможете подписать самостоятельно ни один проект или дизайн, такой инженер в определенный момент становится бесполезным для компании.
Все экзамены письменные, решаются задачи в письменном виде, тесты есть лишь на “левых” классах в самом начале обучения. Билетов здесь нет, и вопросы неизвестны до начала экзамена. Профессор дает примерные задания и разбор задач перед экзаменом, но что именно будет на экзамене, неизвестно. Пришел, получил задание, вот сиди и выполняй. Обычно тест содержит 3-4 задачи, от легкой к сложной, последняя задача очень сложная, и решают её малое количество студентов.

Некоторые преподаватели иногда повторяют вопросы или дают похожие задачи, но преподаватели отчетливо понимают, что у студентов имеется много старых тестов. За всю историю учебы я знал лишь одного преподавателя, у которого тесты были одинаковыми, менялись лишь числа, все были очень довольны, ведь сдали один из самых главных предметов жизни – статистику. Делал это преподаватель потому, что прекрасно понимал, никому из нас она не нужна, за исключением тех, кто пойдет в проектировщики, но таким студентам нужно изучать еще несколько статистик, так что был у нас такой компромисс и все спали спокойно. По всем остальным предметам с нас на экзаменах три шкуры драли.

Что делать если ты не сдал предмет по каким-то обстоятельствам, например, болезнь или семейные обстоятельства? Ничего страшного, все понимают, что может что-то произойти, для этого есть оценка W, или withdraw. В таком случае класс полностью “опускается” (вы отказываетесь продолжать обучение в данном классе); вы более не ходите на занятия, а на следующий семестр класс нужно взять заново. Преподаватели с пониманием входят в положение. Я знаю историю, когда студентка попала в аварию и ей опустили все предметы, несмотря на финальную неделю и вернули все деньги за семестр, тем самым позволив ей пройти все предметы заново на следующий семестр.

Если вы сами опускаете предмет, то денег назад вы не получаете, и у вас слегка пострадает средний балл. Что же делать если вы не уверены в том, что справитесь с изучением какого-то предмета? Ничего особенного, берете класс и смотрите чего и как. В течение первых двух недель обучения класс так же можно опустить, но при этом вы получите все деньги назад и не получите никаких оценок вообще, т.е. средний балл от такой попытки не пострадает.

ПыСы: опускать постоянно предметы нельзя, т.к. за всю историю учебы с момента выпуска со школы допускается лишь шесть оценок W, потом следует отчисление за неуспеваемость.
Какая помощь есть у студентов? Помощи много. Во-первых, учебные профильные группы, которые ведут кандидаты в доктора. На таких занятиях студенты решают дополнительно задачи, выясняют любые вопросы. Во-вторых, есть сам преподаватель, и есть специальные центры поддержки, где всегда можно найти профессора и вместе с ним справиться с задачей. Кроме этого есть анонимные сайты студентов, где можно почитать оценку и отзывы о самих преподавателей. Такие сайты лучше читать, есть не очень хорошие преподаватели, и лучше предметы у них не брать. Ну и вообще, принято учиться в компаниях в библиотеке вместе разбираясь в задачах.

Можно ли списывать на экзаменах? Конечно можно, но есть одно но. Это «но» заключается вовсе не в том, что списывать очень трудно, т.к. преподаватели зорко смотрят за студентами, и при списывании нещадно отчисляют сразу. «Но» заключается в том, что списывание вы не сможете утаить от однокурсников, и на вас тут же поверят клеймо «читер». Вы потеряете уважение со стороны друзей и других студентов.
Так же стоит обратить внимание на то, что если все экзамены в «левых» и подготовительных классах были с закрытыми учебниками, то почти все экзамены в профильных классах проходят с открытыми учебниками, а также конспектами, ноутбуками, интернетом, и о чудо, гуглом. Разве что в группах нельзя работать и у соседа списывать. Просто на этом уровне дают такие задачи, что если вы не учились, то ни интернет, ни конспекты, ни учебник вам не помогут.

Все вузы в США платные, на первых взгляд это плохо, но только на первый. Платное обучение заставляет студента учиться в полную силу, тем самым открывая ему большие перспективы в предстоящей карьере. Даже миллионер-папа не будет инвестировать деньги в сына-лодыря, здесь все умеют считать деньги.
Если у студента нет денег на образование? Можно отслужить в армии США и потом правительство оплатит вам учебу, проживание и учебники в любом ВУЗе США. Можно взять заем в банке или получить студенческую помощь от правительства. Можно получить помощь от компаний, которые дают гранты для студентов, например, я половину учебы оплачивал грантами, которые получал от компаний Шелл, Шеврон, Халибертон и пары других солидных компаний. Такие гранты – это совершенно свободные деньги, ни к чему вас не обязывающие, я их получал просто за то, что хорошо учился.Сам университет тоже имеет бюджет помощи хорошим студентам.
Компании-гиганты прекрасно понимают, что нужно отбирать самых умных студентов в жестокой конкуренции, эту конкуренцию и создают ВУЗы. Все ленивые или тормозные студенты отчисляются или меняют специальность, остаются самые лучшие, вот им-то компании и предлагают работу. Из поступивших на инженерный факультет 120 студентов, у нас выпустилось 32. Остальных отчислили, другие ушли сами или перевелись на другие специальности.

В любом вузе есть внутренний сайт, куда студенты могут подавать свое резюме. Там же компании публикуют вакансии. Студенты, просматривая вакансии, отправляют им свое резюме, и компании, если вы им подходите, вызывают вас на интервью. Чем лучше у вас средний балл, тем большую зарплату вам предложат и тем больше компаний будет за вами “охотиться”. В свою очередь, если вы учитесь кое-как, то вам, увы, не светит очень большая компания, например, БиПи или Шелл сразу пишут, не отсылать резюме при среднем балле ниже 3.75. Борьба за хороших студентов разворачивается среди компаний нешуточная, все хотят получить самых лучших. Средние и мелкие компании выбирают из оставшихся.

Самые сильные студенты получают предложение работы за 3-4 семестра до выпуска, знают где будут работать и что делать. В нашем вузе зарплата для топовых студентов начиналась от $100k и на арене стояли нефтяники в лице Шелла, БиПи, Шеврона, Эксона, Халибертона, Шлюмберже, середнячкам предлагали от $70k уже более мелкие компании. Другие студенты получали предложения работы за 1-2 семестра до выпуска. Добавлю, что я пишу здесь про студентов с американским гражданством или имеющих грин-карту. Даже у хорошо учащихся студентов-иностранцев, желающих работать в США , были проблемы с трудоустройством. Американцы обеспечивают работой в первую очередь своих граждан, остальные идут вторым потоком.

©

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники