Как строился Автозавод. Фотографии из прошлого

ИСТОЧНИК Как строился Автозавод. Фотографии из прошлого

​Автозаводский район – самый многочисленный район Нижнего Новгорода – отметил 85-летие. Он всего на год старше Горьковского автомобильного завода – крупнейшего предприятия региона, которое и дало жизнь целому району. Редакция городского портала NN.RU решила вспомнить, как строился Автозавод, как жили первые горожане, чем занимались. Ретрофотографии 30-60-х годов прошлого века – отличная иллюстрация этому.

​История Автозаводского района начинается с 1931 года. Первоначально район состоял из рабочего города автозавода с относящимися к нему поселками Американским, Восточным, Северным, Западным и селениями Карповка, Монастырка, Малышево. К тому времени на территории Автозавода проживало около 30 тысяч человек.
0_113064_3e0834f3_orig

План застройки Соцгорода. 1929г.

План застройки Соцгорода, 1930г. по проекту Остин и К.

Окончательный план застройки Соцгорода, 1932г. по проекту Стандартгорпроекта

Общий вид местности Соцгородка Автозавода, 16.05.1930

В начале 30-х годов строится крупный жилой массив - Соцгород, Северный и другие поселки. Одни из первых улиц района - проспекты Кирова и Ильича.

Первые дома Соцгорода. Стройка 1930г.


Строятся первые каменные дома Соцгорода. 1930г. Панорама из 4-х кадров


Столовая Соцгорода. 1930г.


Баня Восточного поселка. 1930г.


Баня Соцгорода


Центральный клуб автозавода. 1931 г.

В начале 1930-х годов строится крупный жилой массив - Соцгород автозавода, Северный и другие поселки. Одни из первых улиц района - проспекты Кирова и Ильича.


Первые дома Соцгорода. 1931 г.


Первый щитковый кинотеатр автозаводцев. 1931г.

В 1932 году вступил в строй автомобильный завод, давший жизнь району и ставший его неотъемлемой частью.


Первый грузовой автомобиль ГАЗ-АА собран 29 января 1932г. в 19ч.15мин

В 1931 году были заселены первые пять жилых домов Соцгорода, началось строительство хлебозавода (ныне – ОАО «Колос-3»), фабрики-кухни, школы №1 (сейчас Лицей №36), прачечной, бани, клуба, столовой.


Первые дома автозаводцев. 1932г.


Школа №1. Осень 1931г.


Школа №1 Соцгорода. 1933 г.


Школа №127. Середина 1930-х


Школа №19 (сейчас №126)


Выпускники 1938г. Школа №19 (126).


Детские ясли щиткового поселка. 1934г.


Детские ясли. 1936г.


Первые коммунальные здания Соцгорода фабрика-кухня и др. 1934г.


Щитковый поселок. 1934г.


Строится школа Щиткового поселка. 1934г.


Американский поселок. 1935г.


Проспект им.Молотова (ныне пр.Ильича). 1935г.


Улица Октябрьская (ныне проспект Октября). 1935г.


Проспект Кирова. 1935г.

Острейшая нужда в жилье в те далекие годы привела к тому, что наряду с капитальным жильем было построено большое количество временных жилищ барачного типа.


Восточный поселок. Бараки. 1936г.


Театр на Щитковом поселке. 1935г.

Одновременно с такими постройками был возведен ряд зданий, до сих пор поражающих своей величественной красотой, своеобразной архитектурой.


Строится новый квартал, который получил в просторечии название Серый Бусыгинский квартал. 1935г.


Закончено строительство Радиусного дома.сер.1930-х гг.


На базе отдыха автозаводцев в Стригине.1935г.


Гостиница Волна. 1936г.


Первые бытовые постройки Соцгорода. Пожарное депо. 1936г.


Бусыгинский квартал пр.Кирова. 1937г. Фото Добровольского


Киноконцертный зал. 1937г.


Памятник Ленину у гостиницы. 1937г. Н.Добровольский.


Вид на универмаг от Автозаводской поликлиники. Конец 1930-х годов


На пр.Кирова, конец 1930-х

В годы Великой Отечественной войны в результате налетов вражеской авиации сильный ущерб был причинен Автозаводу. Было разрушено и повреждено 50 зданий и сооружений. В годы войны на ГАЗе выпускали военную технику и оружие для фронта.


Сборка мин на автозаводе. 1942г


В танковом цехе Горьковского автозавода. сентябрь 1943г


Дети войны. Леша Елов. 1944г.

Война прервала на время застройку района. В послевоенные годы пришлось потратить много сил и средств на ликвидацию причиненных войной разрушений.


Детский сад на Северном поселке. к. 1940-х годов


Станция Счастливая ДЖД. 1948г. Н.Добровольский


В парке культуры и отдыха. 03.07.49г. Н.Добровольский


В доме техники. 1950г. Н.Добровольский.

В начале 50-х годов развернулось строительство крупных массивов двухэтажных 8-16 квартирных домов. Это позволило в какой-то мере ослабить остроту нужды в жилье.


Поселок старых производственников.1950г. Н.Добровольский


Поселок старых производственников. 1950г.


43 квартал. 1950г. Н.Добровольский


Стахановский поселок. 1950г. Н.Добровольский


У фонтана на пр.Молотова (Ильича). 1950-е годы


Цех сборки легковых автомобилей. Начало 50-х годов


Народная стройка. 1957г. Н.Добровольский

В конце 50-х годов произошли резкие изменения в масштабах и в характере жилищного строительства. Почти полностью прекращено строительство малоэтажных домов. В основном, начали производиться дома в 4-5 этажей.


Дома Бусыгинского квартала.1950г. Н.Добровольского


Новые дома 7-го квартала. 1957г. Н.Добровольский


ДК Строителей. 1958г. Фото И.Терекина-Соколова


Перекресток пр.Октября и пр.Кирова. Конец 1950-х - нач.1960-х годов

Из года в год район все больше благоустраивался: строились новые кварталы, прокладывались дорожные магистрали, расширялся городской транспорт, велись работы по озеленению, освещению.


Центральный вход в Парк культуры и отдыха, нач. 1960-х г.г.


16 квартал, ул.Западная (Дьяконова), нач.1960-х г.г.


Монастырка отступает. 1960-е годы


В Автозаводском парке. 1960-е годы


Последние дома дер.Монастрырка.1960-е годы


В читальном зале профсоюзной библиотеки. ДГ ГАЗ 1962г.


Пуск первой троллейбусной линии. 27 мая 1967 г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники