Катастрофа А310 — за штурвалом был ребенок

a31022 марта 1994 года в районе Междуреченска (Кемеровская область) в 20 час. 58 мин. потерпел катастрофу и разбился аэробус А-310, принадлежавший авиакомпании «Российские авиалинии» и совершавший рейс по маршруту Москва — Гонконг. На борту самолёта находились 63 пассажира и 12 членов экипажа. Вскрытие черных ящиков впоследствии показало, что причиной катастрофы стал человеческий фактор, плохое знание экипажем данного вида техники и грубое нарушение инструкций.

Через 3,5 часа после взлета, командир экипажа Ярослав Кудринский позвал в кабину пилотов двух своих детей — дочь Яну и сына Эльдара, где в нарушение устава позволил сначала дочери, а затем сыну сесть в кресло командира корабля. Это обстоятельство было проигнорировано другими членами экипажа. Кроме того, в кабине находился друг семьи Кудринских — Макаров, также пилот, летевший тем же рейсом в качестве пассажира.

Прежде чем позволить детям занять командирское кресло, Кудринский включил автопилот. Сначала в пилотском кресле побыла дочь командира, 13-летняя Яна Кудринская. Она не пыталась предпринимать никаких действий по управлению самолётом. После неё за штурвал сел сын капитана, 15-летний Эльдар Кудринский. Подросток держался за штурвал, слегка покачивая его из стороны в сторону. Все воспринималось, как ра0звлечение и взрослые не контролировали подростка. В один момент парень качнул штурвал сильнее и автопилот, приняв это за команду пилота, отключился. В одну секунду самолет стал послушен подростку, который продолжал играть в летчиков.
Сработала световая сигнализация отключения режима автопилота, однако экипаж этого не заметил, так как конструктивной особенностью A310 является отсутствие звуковой сигнализации отключения автопилота. Наклонив очередной раз рукоятку штурвала в сторону, мальчишка ввел аэробус в глубокий крен, который вскоре достиг 45 градусов и вызвало перегрузку около 5g. В первые секунды оба профессиональных пилота несколько секунд не могли понять причину нештатного поведения самолёта. А когда члены экипажа заметили, что автопилот отключён, они попытались вновь занять свои места.
Вопреки инструкциям, второй пилот в отсутствие командира в своём кресле отодвинул своё кресло до упора назад, что долго не позволяло ему занять рабочее положение из-за возникших перегрузок. А командир воздушного судна из-за сильных перегрузок и большого угла крена долго не мог попасть в своё кресло.
Положение сильно осложнялось тем, что в левом кресле по-прежнему находился единственный человек, имевший физическую возможность управлять самолётом — 15-летний сын командира, получавший и пытавшийся выполнять разнообразные, непоследовательные и противоречивые команды отца, второго пилота и Макарова. По данным анализа звуковой дорожки «чёрного ящика», попытки Эльдара исправить положение сильно затруднялись незнанием пилотского жаргона. В качестве примера приводилась команда «Держи штурвал!», которую мальчик принял за команду удерживать штурвал в крайнем правом положении, в то время как пилоты имели в виду команду на выравнивание самолёта.

Тем временем крен достиг уже 90°, и самолёт начал терять высоту. С целью не допустить дальнейшего снижения автопилот (выключен был только автомат крена) увеличил угол тангажа до такой степени, что самолёт стал быстро терять скорость и перешёл в сваливание. Второй пилот полностью отключил автомат и сумел вывести самолёт из сваливания путём опускания носа. Перегрузка уменьшилась, и командир наконец сумел вытащить сына из своего кресла и занять рабочее место. Пилоты вывели самолёт в нормальный режим полёта, но не смогли вовремя распознать своё пространственное положение. Пролетая над сопкой на малой высоте, самолёт зацепился за кромки деревьев и рухнул в лес неподалёку от посёлка Малый Майзас примерно в 20 километрах юго-восточнее Междуреченска.
Переговоры экипажа, хронология событий

Обозначения, используемые в тексте:
КВС — командир воздушного судна Я. В. Кудринский

Яна — дочь командира, 1981 г.р.

Эльдар — сын командира, 1978 г.р.

2П — второй пилот И. В. Пискарёв

Макаров — лётчик, летящий в Гонконг в качестве пассажира

Э — кто-то из находящихся в кабине пилотов
До катастрофы — около получаса. Самолёт летит на автопилоте. В кабине находятся командир воздушного судна, второй пилот и двое посторонних — дочь командира воздушного судна Яна и пассажир Макаров.

17:43:30: КВС [обращаясь к своей дочери Яне]: Иди садись сейчас сюда, на моё кресло, хочешь?

17:43:31: КВС покинул своё рабочее место

17:43:34-17:43:37: Яна села в кресло КВС

17:44:10: Яна: Пап, подними меня [Яна попросила поднять своё кресло вверх][11]

2П: Новосибирск, «Аэрофлот», 593-й проходим вашу точку на эшелоне 10 100.

17:47:06: КВС: Ну что, Яна, будешь пилотировать?

Яна: Нет!

КВС: На кнопки не нажимай. Вот эту красную не трогай!

Яна: Пап, а это можно крутить?

КВС: Новокузнецк слева видишь?

Яна: Мы так низко летим?

КВС: Десять тысяч сто метров.

Яна: Это много, да?

КВС: Много…

Яна пытается покинуть кресло.

КВС: Подожди, не торопись…

Яна: Я и так осторожно…

17:51:12: Яна покинула кресло КВС

Появляется сын командира воздушного судна Эльдар.

17:51:47: Макаров: Снимается счётчик.

17:51:55: Эльдар сел в кресло КВС.

17:52:46: Эльдар [обращаясь к Макарову]: Снимаешь?

17:52:48: Макаров: Снимаю.

Эльдар: Это крутить можно?

17:54:25: КВС: Да! Если крутить влево, куда самолет пойдет?

Эльдар: Влево!

КВС: Поворачивай! Влево крути!

17:54:35: КВС: Так, смотри за землёй, куда будешь крутить. Поехали влево, влево крути!

Эльдар: Здорово!

17:54:37: КВС: Пошёл, да?

17:54:39: Эльдар повернул штурвал влево на 3..4 градуса.

17:54:40: КВС: Влево идёт самолет?

17:54:41: Эльдар: Идёт.

17:54:42: КВС: Не видно, да?

Э: < неразб>

17:54:50: Э: Сейчас вправо пойдёт

17:54:53: Макаров: Ты ему авиагоризонт нормально поставь.

17:05:05: Самолёт начал крениться вправо.

17:55:12: КВС: Что ты, Яна, хочешь?

Яна: < неразб>

17:55:15: КВС [обращаясь к Яне]: Зачем?

Яна: < неразб>

17:55:18: КВС [обращаясь к Яне]: В первом классе вы будете только спать.

17:55:27: КВС [обращаясь к Яне]: Не бегай там, а то нас с работы выгонят.

17:55:28: С этого времени началось незамеченное ни КВС, ни вторым пилотом, постепенное увеличение правого крена.

17:55:36: Эльдар [про курс самолёта]: А чего он поворачивается?

17:55:38: КВС: Сам поворачивается?

17:55:40: Эльдар: Да.

17:55:41: Э: А почему он поворачивается?

17:55:42: Эльдар: Не знаю.

17:55:45: КВС: Курс не собьёшь?

17:55:45: Макаров: Он всё-таки зону крутит, ребята. [Макаров предположил, что самолёт уходит в зону ожидания]

17:55:46: 2П: Мы в зону пошли, ожидания.

17:55:48: КВС: Да?

17:55:49: 2П: Конечно.

17:55:50: Макаров: Ре-бя-та! [Тем самым Макаров среагировал на быстрый рост вертикальной перегрузки в самолёте]

17:55:52: КВС: Держи! Держи штурвал, держи!

17:55:55: 2П: Скорость!

17:55:56: 2П: В обратную сторону.

17:55:58: 2П: В обратную.

17:55:59: 2П: Обратно!

17:55:59: КВС: Влево крути! Влево! Вправо! Влево!

17:56:06: Э: Вправо?

17:56:08: Э: Ты не видишь, что ли?

17:56:11: Автопилот отключился.

17:56:14: Э: Вправо крути.

17:56:17: КВС: Вправо!

17:56:18: 2П: Да влево! Земля вот!

17:56:24: КВС: Эльдар, выходи!

17:56:26: КВС: Выползай назад.

17:56:28: КВС: Выползай назад, Эльдар.

17:56:30: Э: Ты видишь < неразб> нет?

17:56:34: 2П: РУДы на малый!

17:56:38: КВС: Выходи!

17:56:40: Э: Выходи, Эльдар.

17:56:41: Э: Выходи < неразб>.

17:56:43: Э: Выходи.

17:56:44: Э: Выходи.

17:56:47: Э: < неразб>.

17:56:49: Э: Выходи.

17:56:52: Э: Выходи, говорю.

17:56:54: 2П: Полный газ! Полный газ! Полный газ!

17:56:55: К этому моменту КВС занял своё рабочее место.

17:56:56: 2П: Дал газ!

17:56:57: КВС: Полный газ!

17:56:58: 2П: Дал!

17:56:59: Э: < неразб>.

17:57:00: Э: Полный газ.

17:57:05: Э: Я дал газ, дал.

17:57:08: Э: Какая скорость?

17:57:09: Э: < неразб>.

17:57:13: Э: < неразб>.

17:57:17: Э: Так.

17:57:23: КВС: Газ полный!

17:57:25: 2П: Скорость большая очень!

17:57:27: Э: Большая, да?

17:57:28: Э: Большая.

17:57:29: Э: Я включил.

17:57:30: КВС: Так, всё, выходим, выходим.

17:57:32: КВС: Вправо! Вправо ножку!

17:57:35: КВС: Большая скорость.

17:57:36: КВС: Убери газы!

17:57:37: 2П: Прибрал!

17:57:42: КВС: Потихо-о-о-нечку!

17:57:47: 2П: Б…, опять!

17:57:48: Э: Вправо не крути.

17:57:50: Э: Скорость добавил.

17:57:53: КВС: Сейчас выйдем! Всё нормально!

17:57:55: КВС: Потихоньку на себя.

17:57:56: КВС: Потихоньку.

17:57:57: КВС: Потихоньку, говорю!

17:58:01: Столкновение самолёта с землёй.
В ходе расследования, проведённого совместно «Аэрофлотом» и «Airbus», были внесены изменения в документацию самолёта и план подготовки пилотов «Аэрофлота». А при полётах на тренажёрах, выполненных российским пилотом-инструктором Владимиром Бирюковым совместно с пилотами-испытателями «Airbus», выяснилось, что если бы оба пилота так и не смогли дотянуться до органов управления, автоматическая система управления смогла бы перехватить управление и быстро восстановить прямолинейный безопасный полёт.

источник http://i-fakt.ru/katastrofa-a310-za-shturvalom-byl-rebenok/