Кносский дворец на Крите

Кносский дворец является, пожалуй, самым известным сооружением на Крите. Самое посещаемое и узнаваемое место на острове. Практически все обложки путеводителей украшены изображениями этого дворца. Посмотрим и мы на него. Первое, что нас встречает у входа — толпы туристов. Их действительно много. Но мы люди простые и идем к кассе мимо очереди со словами «нам только спросить»))) Билет стоит 16 евро и за 10 евро можно нанять гида. Мы обошлись без гида.

Внутри народу еще больше чем у касс, но что поделать…, все хотят приобщится к культуре древнего Крита

Кносс — древний город на холме Кефал острова Крит, расположенный в 2 км. южнее современного Ираклиона. Во времена минойской цивилизации Кносс являлся главным городом острова

Ямы-хранилища. Существует две версии использования этих ям. Первое это для хранения зерна, а вторая - для сосудов после священодействий.

Немного истории.
По легенде, в те далекие времена на территории Кносского дворца обитал Минотавр, сын жены царя Миноса и священного быка. Что бы чудовище не покидало своего лабиринта, ему скармливали преступников, а раз в 8 лет присылали в качестве дани 7 девушек и 7 юношей. Что бы не приносить в жертву своих людей, критский царь велел присылать молодежь из Афин (в те времена Афины были под влиянием царя Миноса).

Вскоре о происходящем узнал Тесей, сын афинского правителя Эгея, и решил чудовище убить. Он отправился к Минотавру под видом одной из жертв. При этом договорившись с отцом, что на обратном пути он в случае своего успеха сменит паруса на своем корабле с черных на белые. Оказавшись во дворце Миноса, Тесей влюбился в дочь царя — Ариадну. Девушка так же ответила симпатией и дабы помочь своему новому возлюбленному она дала ему клубок, нить которого помогла бы Тесею выбраться из лабиринта Минотавра.

Победив чудовище, Тесей отправился обратно домой прихватил с собой Ариадну. Но в этой истории любви было одно «но». Минос обещал отдать дочь замуж за бога Диониса, а потому её побег был не к месту. Боги с Олимпа за такую наглость наслали на Тесея проклятие и он забыл про свой договор с отцом. Эгей увидев в дали черные паруса не стал дожидаться плохих вестей и сбросился в море.

Ученые, которые сегодня занимаются изучением минойской цивилизации, склоняются к версии, что легенда про Минотавра возникла не на пустом месте. По некоторым предположениям «чудовище» было учителем царя Миноса и звали его Тавр. Тавр был очень сильным и жестоким человеком, который любил устраивать бои, в качестве приза предлагая афинских детей. Он был очень хорошим воином и награда всегда доставалась ему. Но в конце концов его одолел афинянин Тесей. За эту победу Минос освободил Афины от уплаты дани.

Про лабиринт история тоже не случайна. Дело в том, что Кносский дворец был построен настолько хаотично и запутанно, что многие посетители просто терялись в его залах.

Сам дворец строился дважды. Первый соорудил царь Минос примерно в 2000 г.до н.э. Этот дворец был разрушен землетрясением и цунами ок. 1600 г. до н.э.

Второй дворец, дошедший до нашего времени, был построен ахейцами по чертежам и планам первого. Но они были здесь не более века, после чего по неясным причинам покинули город. В 1380 г. до н.э. Кносс и Кносский дворец полностью пришли в упадок. Дворец больше не заселялся.

Период с 1700 по 1400 гг до н.э. время расцвета минойской цивилизации, а потому архитектура и инженерные технологии в Кноссе находились на высочайшем уровне.

В те времена Кносский дворец был самым большим сооружением минойской цивилизации. Его площадь была 180 на 130 метров, а некоторые постройки были в 5 этажей. За это дворец называли первым небоскребом древности.

Во дворце были водопровод, вентиляция, канализация и большое количество комнат. Но документов с точными чертежами до наших дней не сохранилось, а по руинам можно лишь предполагать как именно выглядел дворец.

Южная часть дворца не сохранилась. Остался лишь одна вилла, построенная примерно в 1600 г. до н.э. и принадлежавшая, скорее всего, верховному жрецу



Южные границы дворца, "Рога посвящения"



В центре дворца располагается каменный двор, а все остальные постройки надстраивались по периметру в хаотичном порядке. Это была отличительная особенность архитекторов того времени, строили там где удобнее. Поэтому некоторые помещения строились из кирпича, а другие вырубались просто в скале.

Что характерно, у мастеров древнего Крита все постройки несли практический характер. Так колонны являлись исключительно опорами держащими потолок.


Одна из самых узнаваемых достопримечательностей Кносского дворца - красные колонны, образ которых можно встретить едва ли не во всей туристической и сувенирной продукции.

Кносские колонны интересны тем, что, в отличие от обычных колонн, они не прямые, не расширяющиеся книзу, а наоборот - сужающиеся, за что получили название "иррациональных".



Коридор северного входа. Фреска "бык" изображенная на бастионе, стала уже символом Крита.


Лестницы не только соединяли постройки между собой, но и являлись частью водопровода. В них лежал желоб по которому вода поступала во дворец.



В западном крыле дворца располагались административный и религиозный залы. Здесь находились каменные шахты, куда приносили дары богам.

В этой же части был тронный зал — самое красивое помещение дворца. Кстати трон правителя сохранился до нашего времени. Находится он в зале и является самым древним троном на европейском континенте.

Среди цветов популярны красный с черной отделкой. Росписи были практически во всех залах дворца. Фрески писались по сырой штукатурке красками. На стене изображения грифонов. Завораживающее зрелище по меркам древней цивилизации.

В углу помещения обнаружилась большая чаша, которую археолог поставил в центр, посчитав, что эту каменную ванну наполняли водой и использовали для ритуальных очищений


Полноценные раскопки были начаты в 1900 году, англичанином Артуром Эвансом. Так как он интересовался лишь периодом до 1450 г. до н.э. все поздние постройки были уничтожены при раскопках. Параллельно Эванс принялся восстанавливать дворец так, как он сам себе его представлял. Поэтому сегодня простому туристу трудно понять где именно остатки древности, а где новодел от Эванса.



Один из гидов





























Эту часть дворца называют "зал с пилонами". Размер примерно 22 на 10 метров. Эванс предположил, что здесь раньше проводился досмотр прибывавших во дворец товаров. Некоторые ученые предполагают, что это был банкетный зал. Хотя может вся эта конструкция просто держала верхний этаж.





Над Тронным залом находится Зал Фресок, где собраны копии фресок














Коридор с изображением "Принца с лилиями" (царь-жрец)

Через южный вход посетители попадали в центральный двор

Изображение «Принца с лилиями» датируется ок. 1500 г. до н.э.

"Принц с лилиями" - сезонный супруг жрицы Великой богини. По одной из версий он изображен идущим по зарослям садовых лилий с гиацинтами, цветущими на его головном уборе. Принц прекрасен как цветок, который в конце года должен умереть, чтобы вновь вернуться. Своим жестом он несет смерть, в которой содержится зерно жизни. И лилия, и гиацинт в минойской культуре связывались с загробным миром и культом плодородия.





Парадная лестница. Раскинулась на 4 этажа. Она хорошо освещалась благодаря световому колодцу и была украшена фресками.


Восточное крыло. По предположению Эванса, здесь находились жилые помещения для царской семьи. Хотя современные ученые склоняются к версии, что это были не жилые помещения, а святилища.




Хранилище сосудов. Такой кувшин вмещает более 500 литров. В пифосы убирали зерно и ячмень. Притом сначала устанавливался сосуд, а лишь потом вокруг него возводили стены.

В соответствии с легендой, именно в пифосе жил Диоген








Бюст сэра Артура Эванса


источник

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники