Космическая лаборатория-вездеход

0_1fba33_fb53604e_origВ 60-х годах начала сбываться заветная мечта человечества о путешествиях в другие миры. Стремительное развитие ракетной техники позволило говорить о том, что скоро человек будет жить на других планетах. Первым небесным телом, которое было запланировано посетить, конечно же, стала Луна.

После знаменитой речи Президента США Дж. Кеннеди о начале лунной программы в 1963 году, американских ученый Вернер фон Браун первым начал реально задумываться о создании постоянно действующей базы на Луне. Он был первоклассным экспертом в ракетном деле, но на этом сфера его интересов не заканчивалась. Самым главным вопросом при создании лунной базы, становился вопрос организации перемещения людей по поверхности естественного спутника Земли. Вернер фон Браун понимал, что на своих двоих человечество не сможет приступить к интенсивному освоению Луны.

Так зародилась мысль о создании первого вездехода для перемещения по лунной поверхности.

Однако на тот момент ее природа была совсем не известна. Многие считали, что по ней трудно будет перемещаться на колесах. Предполагалось, что поверхность Луны представляет собой вязкую пыльную массу и если положить на нее любой предмет, то он быстро увязнет в ней. Не имея никаких фактов о поверхности Луны, американские ученые начали эксперименты по созданию лунного вездехода.

Компании со всей страны начали присылать Вернеру фон Брауну свои эксклюзивные дизайны такого вездехода. Практически все они были похожи на сельскохозяйственные машины. Правда, отличались от них диаметром колес. Некоторые имели диаметр около 4-х метров. Все видели такой вездеход по своему. Однако такое многообразие выбора вселяло уверенность, что люди все же будут перемещаться по поверхности Луны.

Были выделены несколько основных направлений по созданию конструкции такой машины. Подвеска, колеса, гусеницы – основные из них. Но уже первые тесты показали, что невозможно сконструировать такое лунное транспортное средство, не имея представления о поверхности Луны. НАСА приняло решение сосредоточиться на получении информации о лунном грунте.

С помощью мощных телескопов и спутников наблюдения предполагалось рассмотреть поверхность Луны. Несколько запусков таких спутников потерпели неудачу. Спутники либо не выходили на нужную орбиту, либо не могли делать нужные снимки.


MoLab — первая американская космическая лаборатория-вездеход. MoLab 1

31 июля 1964 года американская межпланетная станция «Рейнджер-7» смогла достигнуть поверхности Луны. У нее не было тормозной системы. Основной ее задачей была передача снимков лунной поверхности, сделанных с близкого расстояния. Станция выполнила свою задачу и после столкновения с Луной прекратила свое существование, передав всю необходимую информацию. Полученные снимки, позволили с 98 процентной вероятностью предположить природу лунного грунта.

После этого полета американские ученые приступили к новым тестам. Ими было предложена версия, что поверхность Луны больше похожа на сухой песок, поэтому испытания проводились на песчаных дюнах. В то время, как американские ученые занимались конструкцией и колесной базой, Вернер фон Браун уже планировал миссии с участием лунохода.

Именно им, после всех тестов было принято решение, что первым вездеходом на Луне будет передвижная лаборатория-капсула MoLab. Ее вес составлял 4 тонны. Предполагалось, что исследования Луны будут проходить именно с ее помощью. Срок ее эксплуатации был определен в шесть месяцев, а продолжительность пребывания в ней одного экипажа-14 суток. Концепция предполагала передвижение по лунной поверхности со скоростью 10 км/ч. Экипаж-2-3 человека.

На Земле были проведены многочисленные тесты и построен экспериментальный образец. Вездеход отлично перемещался, был устойчив, надежен и достаточно комфортен. Самых главных вопросов, которые волновали ученых относительно его эксплуатации на Луне, было два:
1. Смогут ли космонавты выдержать совместное пребывание в этой лаборатории-капсуле.
2. Как доставить 4 тонный вездеход на Луну, ведь для этого нужно делать отдельный рейс.


MoLab — первая американская космическая лаборатория-вездеход. MoLab 2

Был проведен эксперимент по первому вопросу. Два добровольца были помещены в эту лабораторию без возможности выхода из нее на 14 дней. Эксперимент оказался очень удачным. Добровольцам удалось продержаться 18 дней, хотя они говорили, что могли бы продержаться и дольше. Но вот решить второй вопрос так и не удалось. Делать специальный рейс на Луну НАСА посчитало нецелесообразным. Проект был прекращен в 1968 году.

e900409a39a741c5f678368b7c83782e.jpg

Вот еще один вариант. В отличие от в итоге полетевших в космос «лунных багги», MOLAB оставался практически земным автомобилем, даже двигатель у него был от Chevrolet Corvair, только несколько модифицированный. Внутреннее пространство площадь 12 квадратных метров было рассчитано на двух астронавтов и двухнедельное их там существование, но на поздних стадиях проекта концепция изменилась — экипаж вырос до трёх человек, срок миссии уменьшился вдвое плюс появился отсек для дополнительного исследовательского оборудования.

Разработчиком шасси выступила компания General Motors, а изначально машина называлась MGL (Mobile Geological Laboratory, «мобильная геологическая лаборатория»). Позже аббревиатуру тех же слов составили иначе. Главным конструктором был инженер GM Вики Хики — в какой-то мере поэтому MOLAB был в большей мере земной машиной, чем лунным модулем.

В 1964 году автомобиль поступил NASA, и астронавты тренировались жить в нём и водить его в пустыне Нью-Мексико. Интересно, что это были не просто покатушки — астронавты брали настоящие пробы почвы, исследовали их, а потом писали отчёты, и эти данные впоследствии поступили к обычным геологам, исследовавшим пустыни.

Испытания длились до 1968-го, а окончательно отказались от проекта в 1971 году, когда стало понятно, что до основания колонии на Луне дело явно не дойдёт, а доставка MOLAB на спутник Земли даже если и возможна, то стоить будет чрезмерно дорого. Автомобиль был 6 метров в длину и весил 3720 кг — при самом лучшем раскладе его мог бы взять на борт Saturn V, производство которого к тому времени уже сворачивали.

MOLAB сохранился до наших дней и экспонируется в Музее космонавтики (US Space and Rocket Center) в Луизиане.

Однако этот проект и потраченные деньги не оказались израсходованы напрасно.

В 2010 году, в рамках подготовки возможного полета на Луну в 2020 году, НАСА начало испытание очень похожей лаборатории. Вездеход имеет намного легче вес, это понятно, он сделан из современных материалов, может развивать приличную скорость, а самое главное работать в автоматическом режиме.

источник http://masterok.livejournal.com/3246180.html

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники