Мария Целеста - загадка корабля-призрака

Корабли-призраки - это вполне реальные суда, по каким-то причинам оставленные экипажем, но оставшиеся на плаву. За их штурвалом никого нет, и они никуда не держат курс, вверенные только ветру и движению вод. Нередко остаётся неизвестной и дальнейшая судьба экипажа. К настоящему моменту, появилось немало трактовок этого явления - от фантастических, до вполне традиционных. В целом, услышав историю об очередном опустевшем корабле, найденном в той или иной части света - большинство людей уже не удивляются, так как случаев таких накопилось довольно много. Но ещё около сотни лет назад, ситуация была иной - истории о брошенных кораблях будоражили воображение, а каждая подробность вызывала неподдельный интерес. Особенно в XIX веке, когда ещё не было развитой авиации, и мореплавание имело огромное значение для людей.

Именно к этим временам относится один из самых известных случаев обнаружения корабля-призрака. 4 декабря 1872 года, в четырёхстах милях от Гибралтара, была обнаружена опустевшая бригантина под названием "Мария Целеста". Как выяснилось, корабль вышел в плавание всего месяц назад, и в каком-то смысле, "след" ещё не остыл. Что же удалось обнаружить на его борту?1

В тот момент, когда бригантина покинула Нью-Йорк, и взяла запланированный курс на порт Генуя в Италии, на её борту было десять человек: семь моряков, капитан корабля - Бенджамин Бриггс, его жена - Сара Элизабет Кобб-Бриггс, и их маленькая дочь. В трюме находился коммерческий груз - бочки со спиртом одной крупной компании. Этот груз остался на месте, а вот людей - ни живых, ни мёртвых, найти не удалось.

Трюм корабля был частично затоплен - морская вода достигала трёх с половиной футов. Крышки люков были сняты, а окна в капитанской каюте - заколочены досками. Было похоже, что какое-то событие прервало повседневную жизнь на борту корабля - на полу каюты остались разбросаны игрушки дочери капитана, а швейная машинка его жены стояла с незавершённым шитьём. Маслёнка, лежавшая на ней, не упала на пол - это, и ещё ряд фактов (в частности, наблюдения других судов в этот период времени), указывали на то, что причиной произошедшего не мог быть шторм.

Ясно было одно - экипаж пытался эвакуироваться, поскольку единственная имевшаяся на корабле спасательная шлюпка отсутствовала. На это же указывало отсутствие секстанта и хронометра на корабле, а так же сильно повреждённый корабельный компас - судя по всему, его в спешке пытались выломать и забрать с собой, но эта попытка окончилась неудачей. Люди сильно торопились. В кубрике остались лежать курительные трубки матросов, в капитанской каюте остались на своих местах пачки денег и шкатулка с драгоценностями.

Как осталось неизвестным, что произошло на борту "Марии Целесты", так неизвестной осталась и судьба людей, покинувших её в спасательной шлюпке. Можно лишь сказать, что у них были все шансы добраться живыми до Генуи - ветра как раз дули в нужном направлении. Свет на произошедшее мог бы пролить бортовой журнал, но записи в нём обрывались на 24 ноября - то есть, менее чем за неделю до обнаружения уже опустевшего судна. Там были только его координаты: 36 градусов, 57 минут северной широты, и 27 градусов, 20 минут западной долготы. Грифельная доска в кают-компании сохранила надписи, где было отмечено, что завтра утром, в восемь часов, судно приблизилось бы к одному из Азорских островов - Санта-Марии, в юго-западном направлении, на расстоянии 6 миль. Но странным было не это. Вся остальная документация, которая должна была находиться на корабле - куда-то исчезла.2

Было множество попыток восстановления картины произошедшего на бригантине "Мария-Целеста". Но даже самые "реалистичные" версии не выглядят достаточно убедительно. К примеру, одна из самых распространённых версий ссылается на те самые бочки со спиртом. Их герметичность могла быть нарушена, и пары спирта, смешавшись с воздухом в замкнутом пространстве трюма, вызвали один, или несколько взрывов. Именно это могло испугать команду, и вынудить её спешно покинуть корабль, в страхе перед новыми, более мощными взрывами. Эту версию подтверждает тот факт, что носовые люковые крышки были сорваны с петель, и просто лежали на палубе. В то же время, есть и нестыковки: к примеру, как объяснить заколоченные окна в каюте капитана?
Вполне убедительно выглядят версии о нападении пиратов, просто проникших на корабль преступников, или же конфликте внутри самой команды. В этом случае, заколоченные досками окна и открытые люки, легко объяснить "заметанием следов". Но почему тогда не исчезли деньги и драгоценности? Кроме того - спирт, перевозившийся на борту, можно было выгодно сбыть, но он остался цел. Хотя и не весь - есть сведения, что получатель товара, не досчитался 9 баррелей из 17031.

Загадка "Марии Целесты" так и осталась неразгаданной, и надо сказать, что в таком виде - она изрядно будоражила умы людей. Достаточно сказать, что время от времени появлялись мошенники, выдававшие себя за "единственных выживших" членов экипажа. Некоторые из них даже выступали перед публикой - разумеется, не за бесплатно. Большинство из них было разоблачено, а некоторые получили тюремный срок. Куда более интересен след, оставленный "Марией Целестой" в культуре. Сейчас это может показаться странным, но с того самого момент, как инцидент стал широко известен - появилось множество рассказов, книг, кинофильмов, музыкальных композиций и даже компьютерных игр, где "Мария Целеста" либо упоминается, либо находится в центре повествования. О ней писал Конан-Дойль в рассказе "Сообщение Хебекука Джефсона", музыкальные группы Mandrake и Nurse with Wound посвящали ей альбомы. Один из эпизодов британского телесериала "Доктор Кто" (Doctor Who) рассказывает об этих событиях в русле научной фантастики. На советском радио, в рамках передачи "Клуб знаменитых капитанов", ей посвящают целый выпуск - "В поисках Молодой Луны". Уже в наши дни, выходит целый ряд компьютерных игр - к примеру, "The Mystery of The Mary Celeste" выполненная в жанре квеста, или "Black Sails: Das Geisterschiff", персонажи которой оказываются заброшены на борт злополучной бригантины. В целом, конечно, очевидно, что сейчас "Марию Целесту" можно рассматривать скорее как своеобразный символ. Количество кораблей-призраков растёт, а с ними множится и число неразгаданных тайн, оставленных после себя пропавшими экипажами. Можно не сомневаться, что многие из этих кораблей таят в себе следы событий, ещё более странных, чем были описаны выше. Возможно, человечество когда-нибудь научится разгадывать такие загадки, и мы узнаем, что же произошло на борту этих кораблей - а стало быть, раскрыта будет и настоящая история "Марии Целесты", какой бы она ни была.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники