На пути от гомункула к херувиму

ITALY - CIRCA 2002: Siena, Museo Dell'Opera Metropolitana (Cathedral Museum) Crevole Madonna, 1283-1284, by Duccio di Buoninsegna (ca 1255 - pre-1319), tempera and gold on wood, 89x60 cm. (Photo by DeAgostini/Getty Images)

Интересно, что до Ренессанса маленького Иисуса на иконах изображали не как младенца, а как взрослого. У него были совершенно взрослые пропорции. Были морщины и даже иногда залысины. Это происходило вовсе не потому, что живописцы того времени не умели рисовать детей. Умели. Просто символизм для них был важнее реализма

В Средние века была популярна концепция гомункулярного Христа (гомункул – человечек). Идея состояла в том, что сын Божий уже при рождении имеет идеальное тело, а его черты не меняются с ходом времени. И традиция изображения выглядящего взрослым Иисуса стала общепринятой для иконографии. Через какое-то время люди стали считать, что только так и можно рисовать ребенка.

А во времена Ренессанса детей стали изображать пухлыми младенцами. Их хотели рисовать красивыми. После роста доходов граждан Флоренции в культуре Ренессанса стал формироваться запрос на портреты детей. Люди с их желанием увековечить потомков на картинах расширили границы портретной живописи. Заказчик не хотел видеть своего отпрыска в образе гомункула. Это сместило границы допустимого в изображении детей, и в итоге традиция распространилась и на самого младенца Иисуса.

источники

http://mentalfloss.com/article/66691/why-do-babies-medieval-paintings-look-so-old-and-scary

https://theoryandpractice.ru/posts/13670-ugly-medieval-babies

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники