Приют для грешниц

Древнейшая профессия существовала в России и до петровских реформ. Однако именно в XVIII веке, с приходом в столицу европейских радостей, появилась мода и на разнообразные увеселительные заведения. Всё чаще стали открываться подпольные публичные дома.

В 20-х годах XVIII столетия по указу Петра Первого начинают строить прядильные дворы - промышленные учреждения, которые стали не только фабриками по производству пряжи, но и исправительными колониями для женщин легкого поведения. Эту идею император подсмотрел в Европе во время своих заграничных поездок. Одно из самых известных таких заведений действовало в Калинкинской деревне, там специально в 1720 году по проекту архитектора Н. Ф. Гербеля было построено длинное двухэтажное каменное здание и церковь со звонницей.1

Первое официальное упоминание о Калинкинском исправительном учреждении для лиц "непотребного и неистового женского пола" содержится в Полном собрании законов Российской империи в указе Елизаветы Петровны от 1 (12) августа 1750 года. В нём говорится о "поимке и доставлении в Калинкин дом всех непотребных жён и девок". А ещё позже, 29 марта 1862 года, здесь появился самый крупный в России приют Марии Магдалины для кающихся женщин, устроенный по европейскому образцу. В него принимались "несовершеннолетние девушки, лишённые невинности", "изъявляющие раскаяние публичные женщины" и "молодые женщины и девушки, выходящие из тюрьмы с испорченной нравственностью".2

Известно, что первый подобный приют был основан в столице Ирландии Дублине в 1767 году. Изначально провозглашённую благую цель по помощи "падшим женщинам" вновь обрести своё место в жизни очень быстро извратили. Заведения по перевоспитанию становятся местами крайне жестокого обращения, каторжного труда и бесконечных физических и моральных истязаний.3

Так, монахиням, наблюдавшим за воспитанницами, дали право применять жёсткие меры, чтобы отбить у женщин желание покинуть приют и создать у них чувство покаяния. Нередко служительницы церкви исполняли свои обязанности с чрезмерным рвением и раскаяние из заблудших просто выбивали. Власть таких заведений в обществе быстро росла и укреплялась. И если поначалу в приюты попадали только женщины с панели, то позже туда начали помещать матерей-одиночек, женщин, подвергшихся насилию, и даже девушек, чью внешность их родственники считали слишком собзлазнительной.4

В это сложно поверить, но "женские каторги" существовали в Ирландии аж до 1996 года. Да и прикрыли их лишь после громкого скандала, в ходе которого всплыли жуткие подробности из жизни воспитанниц приютов. Сначала на территории одного из таких заведений нашли останки 155 женщин в безымянных могилах. Позже несколько бывших воспитанниц "приютов Магдалины" публично рассказали о многократном сексуальном, психологическом и физическом насилии над ними. Эти факты в 1997 году легли в основу документального фильма "Секс в холодном климате", и в 2002 году художественного фильма "Сёстры Магдалины".5

Впрочем, в России нравы были не лучше. Изначально в тюрьме для развратниц, прозванном горожанами "секретным домом на Фонтанке", женщин избивали, пытали и содержали в "ножных железах с замками". Многие арестантки так никогда и не покинули стен приюта, закончив там свою жизнь.6

В повести Александра Куприна "Яма" такие учреждения описываются, как жуткое место, воспитанницы которого подвергаются физическому истязанию и изнасилованиям. Так, одна из героинь произведения, проститутка Женька, сообщает, что в приютах даже хуже, чем в борделях.7

Принципиально новая эпоха для Калинкинского дома наступила уже во времена Екатерины II. В 1779 году он перестаёт работать, как исправительное учреждение и становится секретной лечебницей от "французской болезни" - по сути, первой венерологической клиникой в России. Лечение было анонимным, посторонних на территорию не пускали, а все пациенты могли носить маски для конспирации. Теперь распутных женщин здесь не били и не насиловали, а всего лишь лечили. Правда, принудительно. А условия в появившемся здесь в 1862 году приюте Марии Магдалины были куда мягче – персонал занимался развитием, обучением и приучением воспитанниц к труду, по возможности помещая их в услужение в городские семьи. Ну, а в эпоху Николая Первого проституцию в России и вовсе легализовали.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники