Самые известные корабли-музеи

Линкор «Миссури», Перл-Харбор, США

10

На Гавайях, в тихой гавани на территории военно-морской базы США в Тихом океане, на вечной стоянке находится линкор «Миссури», который связан с последним днем кровопролитнейшей войны в истории человечества. Ко дню ее окончания, 2 сентября 1945 года, «Миссури» был почти новым суперсовременным линкором, спущенным на воду в 1944 году. После того, как на борту «Миссури» была юридически окончена Вторая мировая война, этот корабль еще много десятилетий служил армии США. Последний залп орудия линкора сделали в 1991 году в Персидском заливе. А с 1993 года «Миссури» продолжает свою службу в качестве музея, посещение которого является гордостью каждого военного моряка армии США.

Крейсер «Белфаст», Лондон, Великобритания

11

Этот британский легкий крейсер типа «Таун», названный в честь столицы Северной Ирландии, тоже отважно сражался с врагом в годы Второй мировой войны. Сейчас «Белфаст» занимает почетное место в центре Лондона около Тауэрского моста на Темзе. Интересно, что крейсер и его экипаж награждены в 2010 году Грамотой Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ за проявленные во время войны мужество и героизм. Было объявлено и об участии Вооруженных Сил РФ в реставрации корабля-музея «Белфаст».

Ледокол «Ангара», Иркутское водохранилище, Россия

12

«Ангара» является самым старым ледоколом в России, он был спущен на воду в 1900 году. Предназначением его была прокладка пути для парома «Байкал», который не мог преодолеть семидесятисантиметровый лед на Байкале. Ледокол прослужил до 1975 года, до того дня, когда было решено разрезать его на металлолом. Но этому по счастливой случайности помешало то, что судно село на мель. А в 1987 году было принято решение о масштабной реставрации и превращении ледокола в музей. «Ангара» стала кораблем-музеем в 1990 году и до сих пор хранит славные страницы истории старейшего ледокола.

Парусник «Ваза», остров Юргорден, Швеция

13

«Ваза» является единственным парусным кораблем 17 века, сохранившимся до наших дней. Корабль был самым дорогостоящим и грандиозным парусником того времени, должен был стать и самым тяжеловооруженным флагманом шведского флота. Спущено на воду судно было в 1628 году, но из-за конструктивных ошибок затонуло в первом же плавании. При этом погибло около пятидесяти человек – половина находившихся на борту людей. Оказалось, «Ваза» имел слишком высокий центр тяжести и слишком узкий поперечный размер, что сделало корабль неустойчивым. Судно было поднято на поверхность лишь в прошлом веке, в 1961 году, а в 1990-м на его борту открыли музей, который стал одним из самых популярных в Швеции.

Крейсер «Аврора», Санкт-Петербург, Россия

14

Пожалуй, нет на постсоветском пространстве человека, который бы не слышал о легендарном крейсере. Более того, в СССР о нем слагались стихи и песни, крейсер «Аврора» был героем художественных и даже мультипликационных фильмов. Между тем, этот символ Великой Октябрьской революции имеет богатую и героическую историю, связанную не только с 1917 годом. Спущен на воду он был в 1900 году, в составе Второй Тихоокеанской эскадры участвовал в Цусимском сражении, затем в боевых действиях Первой Мировой войны. Славная история крейсера отражена в экспонатах музея на его борту. В 2013 году министр обороны заявил, что крейсер будет отремонтирован и приведен в рабочее состояние. Это было бы лучшим подарком для славной «Авроры».