Сиротский поезд

До появления современной системы усыновления в США существовал Сиротский поезд, возивший детей по всей стране, чтобы пристроить их в семьи, которым больше нужны были рабочие руки, нежели сыновья и дочери.

 

Сиротский поезд в Канзасе

Сиротский поезд изначально создавался в гуманитарных целях – пристроить детей, которые росли в трущобах и на улицах в хорошие семьи на Среднем Западе. Там они, как предполагалось, будут учиться, работать, получать навыки и заселять пустынные территории страны. Сиротский поезд никогда не должен был стать худшим кошмаром ребёнка. Однако именно это и случилось: 200 тысяч детей, которые оказались его пассажирами, ступили на чужую землю и попали в плохие руки.

В 1849 году создатель Сиротского поезда, Чарльз Лоринг Брейс, прибыл в Нью-Йорк. Будучи пресвитерианским министром, Брейс считал свои долгом «евангелизировать бедных». И, конечно, он нашёл места лучше, чем Нью-Йорк середины 1800-х годов.

Манхэттенский район Пять углов на протяжении десятилетий разрушался бандитской деятельностью; сотни людей были вынуждены покинуть свои дома. В конечном итоге он превратился в первые трущобы Америки. В 1850 году на улицах проживало по меньшей мере 10 тысяч детей (по некоторым оценкам, в три раза больше).

Для борьбы с растущей беспризорностью Брейс основал Общество помощи детям. Оно предлагало мальчикам преподавание Библии, обучение и комплексное питание. Впоследствии для них был организован приют, получивший название «Дом для мальчиков-газетчиков».

К сожалению, приют не мог уместить всех детей, нуждающихся в опеке. Вскоре он оказался переполненным, и Брейс приступил к поиску альтернативных вариантов. Одним из них был Сиротский поезд.

 

Реклама Сиротского поезда

К Брейсу приходило всё больше и больше детей в поисках крова и еды. Он начал верить, что за пределами Нью-Йорка их жизнь будет лучше. Когда он искал семьи, готовые принять «уличных крыс» и брошенных детей, он наткнулся на сообщение о том, что Средний Запад остро нуждается в рабочей силе.

В центре страны проживало много фермеров, которые неустанно трудились в своих постоянно расширяющихся хозяйствах. Брейс считал, что эти фермеры с радостью возьмут под свою опеку детей, которые будут помогать им.

Тем не менее, несмотря на заманчивые обещания хорошей жизни на Среднем Западе, экзотической земле, наполненной свежим воздухом, чистой одежды и любящих семей, Сиротский поезд принёс детям-пассажирам больше проблем, нежели счастья.

Первый Сиротский поезд был отправлен в путь в октябре 1854 года. Он перевозил 45 детей из Нью-Йорка в Доваджиак (штат Мичиган). В течение четырёх дней мальчики и девочки находились в маленьком холодном поезде; их сопровождал только один взрослый, Э. П. Смит из Общества помощи детям.

По пути Смит отдал двух детей мужчинам в лодке, которые утверждали, что хотят их усыновить. В Олбани он подобрал мальчика, который утверждал, что он сирота, однако эта информация не была подтверждена.

По словам Смита, те, кто хотел усыновить ребёнка, должны были предоставить рекомендательные письма от пасторов. Но, опять же, нет никаких доказательств того, что он их действительно проверял.

По прибытии в Мичиган из сорока пяти детей-пассажиров Сиротского поезда к концу дня осталось только восемь. Их посадили на поезд и отправили одних в Айову, где они оказались в местном детском доме. Священнослужитель, управлявший приютом, утверждал, что их усыновили, однако документов, подтверждающих его слова, не нашлось.

Поскольку первая миссия Сиротского поезда завершилась относительно успешно, впоследствии было организовано ещё несколько поездок. В течение следующих 75 лет более 200 тысяч детей были вывезены из Нью-Йорка в города не только Среднего Запада, но и Канады и Мексики. Тем не менее, в то время как наблюдатели рассматривали Сиротский поезд как прекрасное решение проблемы растущей беспризорности в трущобах, для самих детей он был сущим кошмаром.

 

Группа из Общества помощи детям в ожидании усыновления

Условия в поездах нельзя было назвать хорошими. Переполненные, редко отапливаемые и плохо регулируемые, поезда часто не останавливались ни разу за несколько дней, а детей, как правило, кормили не чаще одного раза в сутки.

Более того, хотя поезда и назывались «Сиротскими», многие из детей вообще не были сиротами – по меньшей мере, у четверти из них в городе остались родители.

Помимо этого, большинство детей, оказавшихся в поезде, разлучали с их братьями, сёстрами и друзьями, с которыми они ехали вместе. Если приёмная семья хотела взять только одного ребёнка, сопровождающие без колебаний отдавали его, не учитывая того факта, что у него были браться и сёстры, иногда сидевшие рядом с ним.

Дети также столкнулись с перспективой оказаться не в любящей семье, а в доме тех, кто просто искал дополнительную рабочую силу. И хотя позднее они понимали, что это спасло им жизнь, сам опыт они никогда не считали приятным.

В конце концов, в 1929 году крах фондового рынка положил конец программе «Сиротский поезд». Финансирование было скудным, а приёмные семьи едва могли прокормить своих детей, не говоря уже о чужих.

Несмотря на то, что проект «Сиротский поезд» был противоречивым, он проложил путь для современной системы патронатного воспитания. Вдохновлённые опытом Брейса в помещении детей в семьи, которые хотели о них заботиться, а не в специальные учреждения, власти Нью-Йорка создали похожую, но гораздо тщательнее организованную систему, которая до сих пор действует по всей стране.

источник

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники