Сланцевая шахта города Кохтла

Эту историю мы с вами слышали сотни раз. Советский союз распался, многие предприятия закрылись и обанкротились, всё в упадке и разрухе. Мужики пьют, женщины их бьют — замкнутый круг. Я много писал о бывших шахтерёских посёлках, а ныне просто вымирающих городах Пермского края.

Такая же точно судьба могла ждать небольшой эстонский городок Кохлта-Нымме. Но они пошли другим путём.

1. Дороги в стране оказались хорошими. Ровные и без ям, хоть и не широкие. Да, пару хайвеев я всё же нашёл. Строят. Молодцы.

1

2. На северо-востоке страны хватает поводов для уныния. Эта часть показалась наименее ухоженной, хотя прогресс виден. Эти города совершенно советские, но, скорее всего, они молодые и при СССР построены и были: индустриальные здесь места.

2

3. В каком состоянии эстонская промышленность, и что они сегодня производят, я не знаю. Можете рассказать, если в курсе дела.

3

4. Но вот эти края какие-то заброшенные-заброшенные. Точно, как у нас.

4

5. Догнивают старые БелАЗы, мои любимые грузовики. Эх, не будь они такими большими, подобрал бы, подлечил, обогрел…

5

6. Нас с Баклажановым (так я решил назвать своего попутчика Шевроле Каптиву) занесло на сланцевую шахту города Кохтла. Кажется, ничего радостного быть не должно при таких окрестностях?

6

7. Но когда шахту закрывали, в конце девяностых, сотрудники угасающего предприятия предложили местным властям идею: а давайте сделаем из шахты музей? Такое мало где есть, а в нашей стране вообще нигде! Сможем сохранить память о работе шахтёра, и не разрушим то, что создавалось поколениями. Наверняка с трудностями, но музей шахту, в самом деле, передали бывшим сотрудникам, чтобы они сделали из неё увлекательный шахтёрский парк.

7

8. Перед спуском под землю — небольшая инструкция по технике безопасности. Конечно, нужно купить билет за десять евро. Надевайте каску, робу, берите аккумуляторный фонарь — и вниз!

8

9. Вход в шахту — прямо из административного здания. Я думал, до неё нужно ехать куда-то на «буханке». Нет, всё рядом.

9

10. Все детали шахтных интерьеров, включая лечебную грязь — аутнентичные. Ничего не трогали, только добавили лампы освещения (на самом деле в шахте куда темнее) и сделали удобные настилы. Люди ведь не в сапогах приезжают на экскурсию.

10

11.

11

12. Вода — главный враг шахтёра. От неё и случаются все беды. Люди ставят множество насосов, создают защитные дамбы.Но природа своё берёт, вода камень точит.

12

13. Здесь одинаковая температура круглый год — восемь градусов тепла. Но очень мокро, дождевые капли попадают и сюда. Если опуститься совсем глубоко (доступный для посещения уровень — восемь метров, саму шахту эстонцы раскопали до тридцати вниз) — будет суше.

13

14. Все штреки оборудованы рельсами, но когда шахту открыли в 1937-м году, в качестве тягловой силы трудились лошади. Представляете, каково животным под землёй?

14

15. А могли бы построить метро в этом маленьком городе. Вошло бы в книгу рекордов в метро, как самое маленькое в мире.

15

16. Вывески частично на русском, оставшиеся с советского времени, частично эстонские.

16

17. В штольнях стоят страшные монстрообразные машины. Эта — загребает сланец, выдолбленный перфоратором в породе. Она работает, лёгким движением руки гид включил её. Стало громко и как-то неуютно. В таком шуме шахтёры работали постоянно.

17

18. Всё оставлено, как было. Всё подключено к сети. Продолжить добывать сланец можно в любую секунду.

18

19. Эта хреновина срезала породу, но машина даёт больше брака. До последнего здесь использовали ручной труд, он и оплачивался выше.

19

20. Подземные велосипеды. Самоделки. На них ездили инженеры и техники, чтобы быстро добраться до нужного места, не гоняя электровоз впустую.

20

21. Вагонетки.

21

22. Большая жирная точка. Именно столько сланца было добыто за 64 года работы шахты. Это — последняя вагонетка.

22

23.

23

24. Подземный конвейер.

24

25.

25

26. Электровоз, к моему счастью, живой и работает. На нём можно прокатиться!

26

27. Настоящий подземный трамвай. Вкупе с подземными велосипедами это рай, друзья!

27

28. Вопреки всем шуткам, ехал машинист быстро, что надо!

28

29. Кабина.

29

30. Я думал, что посетителей в шахте осенью немного. На обратном пути наткнулся на большую экскурсионную группу. А летом их ещё больше. Приезжают и самостоятельные туристы. Потому что место реально интересное.

30

31. Это Тойво, работал в этой шахте всю жизнь, и теперь продолжает, трудится экскурсоводом. Это место живо благодаря Тойво и его коллегам, которые с помощью трудолюбия, усердия и любви к своей работе не дали шахте развалиться.

31

32. Шахтовый парк живёт и расширяется. Это заброшенное промышленное здание скоро превратится в новый интерактивный музей и образовательный центр. Но это уже совсем другая история.

32источник

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники