Сливай топливо правильно! 1997 год, Англия

Британский лайнер Vickers VC10 имел весьма редко встречающуюся у пассажирских самолётов схему расположения двигателей: четыре реактивных двигателя Rolls–Royce размещались в двух пакетах в хвостовой части фюзеляжа. Подобную схему имели, пожалуй, только более крупный советский Ил–62, да маленький бизнес–джет Lockheed Jetstar.
Такая схема обладает одним неприятным недостатком — тяжелые двигатели сильно смещают центр тяжести назад. А у VC10, вдобавок, ещё и один из топливных баков находился в киле. Всё это приводило к тому, что самолёт без пассажиров и багажа нужно было обслуживать весьма осторожно, чтобы не допустить опрокидывания на хвост.
Одной из мер предосторожности была процедура, устанавливавшая последовательность заполнения или, наоборот, опорожнения топливных баков. Как нетрудно догадаться, на VC10 последними заполнялся бак в киле, он же опорожнялся первым.
VC10 регистрационный номер XR806 к 1997 году был уже немолод — построенный в 1965 году самолёт имел свои возрастные болячки, и одной из них была течь топливной системы. В общем, ничего страшного, систему проверили, заменили прокладки, подтянули хомуты, и приступили к тестированию, которое заключалось в заливке топлива "под пробку". В самолёт закачали 65 тонн керосина, в том числе пять с половиной тонн в топливный бак в киле. После всех проверок приступили к сливу топлива.
И вот тут случилась неприятность: индикатор уровня топлива в килевом баке не работал, и показывал 0. Техник, руководивший сливом топлива, посчитал бак пустым и приступил к опорожнению крыльевых баков. Это привело к тому, что центр тяжести самолёта сместился за основные стойки шасси, и самолёт завалился на хвост. Несмотря на то, что самолёт казался неповреждённым, внутренние деформации оказались настолько велики, что XR806 пришлось списать. Правда, ещё десять лет носовая часть этого самолёта использовалась как тренажёр для аэродромных техников.

"А что же Ил–62?" — спросите вы? "У него же тоже должны были быть те же проблемы с центровкой!"

Ну да, физику не обманешь. Пустой Ил–62 тоже имел слишком заднюю центровку. А также специальную вспомогательную стойку шасси под хвостом, которая, возможно, выглядела несколько странно, но исключала возможность заваливания на хвост.

источник https://historyporn.d3.ru/slivai-toplivo-pravilno-1997-god-angliia-1399479/

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники