Советская счетверенная зенитно-пулеметная установка

ГАЗ-АА - грузовой автомобиль Горьковского автозавода грузоподъемностью 1,5 т, знаменитая полуторка. Производился с 1932 по 1949 год. Самый распространенный советский автомобиль Великой Отечественной, выпущенный в количестве более 800 тысяч штук. Представлял собой доработанную лицензионную копию американского грузовика "Форд" модели "АА" образца 1929 года.

Автомобиль ГАЗ-АА при всей своей простоте был технически достаточно совершенным. Основой служила мощная лонжеронная рама, на которой устанавливались кузов и кабина. Он имел рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 3,3 литра, развивавший 42 л. с. Горьковские полуторки составляли более половины автопарка Красной армии. Их несомненным преимуществом была простота конструкции и неприхотливость к качеству топлива. Главной их задачей была перевозка войск, для чего обычный кузов оборудовался съемными поперечными скамейками. При необходимости грузовик мог перевозить и орудие: в кузове ГАЗ-АА размещалась полковая пушка с передком и расчетом.

Одним из способов применения полуторки стало размещение в ее кузове счетверенной зенитной установки пулеметов "Максим".

Турель для пулеметной установки изготовлена по старым чертежам в ремонтно-механическом цехе ОАО "Уралэлектромедь" и смонтирована в кузове автомобиля ГАЗ-АА, восстановленного сотрудниками автотранспортного цеха. Автомобиль ГАЗ-АА был передан музею частным коллекционером старинных автомобилей. Четыре демилитаризованных макета пулемета "Максим" получены музеем военной техники города Верхняя Пышма в 2010 году по распоряжению командующего Приволжско-Уральским военным округом из в/ ч 96544 (Тюменская область).

Тактико-техническиехарактеристики
Годы выпуска - 1931-1945
Произведено, шт. - более 12 000
Расчет, чел. - 3
Начальная скорость пули, м/с - 800
Горизонтальная дальность стрельбы,м - 1 600
Досягаемость по высоте,м - 1 400
Темп стрельбы, выстр./мин. - 2 000
Боевая скорострельность, выстр./мин. - 1 200
Емкость ленты,патронов - 500
Высота установки,мм - 2 300
Угол вертикального обстрела,град - от -10 до +82
Угол горизонтального обстрела,град - 360
Время перевода из походного положения в боевое,с -30

В конце 20-х - начале 30-х годов остро стал вопрос о необходимости повышения плотности и эффективности зенитного огня сухопутных и морских сил РККА. Одной из мер по эффективному отражению воздушных атак противника было создание зенитно-пулеметных установок, объединявших в себе несколько пулеметов. В июле 1928 года Тульскому оружейному заводу было поручено спроектировать и построить спаренную, строенную и счетверенную зенитные пулеметные установки на базе пулеметов "Максим". Лучшую установку разработал Николай Токарев, сын известного оружейника, создателя пистолета "ТТ".

Счетверенная пулеметная установка его конструкции была принята на вооружение в 1931 году. Размещение ее в кузове ГАЗ-АА резко повышало мобильность установки и позволяло непосредственно прикрывать войска на фронте от низколетящих самолетов. Всего за годы Великой Отечественной войны около 4 000 грузовиков ГАЗ-АА были переоборудованы для размещения в кузове пулеметных и артиллерийских зенитных установок.

Впервые в боевой обстановке она была применена в столкновениях с японцами у озера Хасан в 1938 году. В крайних ситуациях, например при обороне Севастополя, счетверенные установки "Максим" на полуторках применялись и как эффективное оборонительное средство против наступающей пехоты.

Токаревская установка позволяла вести стрельбу по самолетам, летящим на высотах до 1 400 м при скорости до 500 км / час, и на момент создания не имела аналогов среди зарубежных систем. К середине войны стало ясно, что постоянный рост скоростей, увеличение защищенности и живучести авиации не позволяет ЗПУ на базе пулеметов "Максим" винтовочного калибра эффективно бороться с боевыми самолетами противника.

Тем не менее, несмотря на то что с 1943 года 7,62-мм счетверенные ЗПУ конструкции Токарева вывели, как устаревшие, из состава зенитных полков зенитных дивизий РГК, установки провоевали в действующей армии до самого конца войны.

источник http://foto-history.livejournal.com/10945221.html

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники