Субмарины на автобанах: как немцы перебрасывали флот на Чёрное море

Чтобы противостоять советскому Черноморскому флоту, немецкие адмиралы пошли на беспрецедентный шаг. По рекам и автобанам через пол–Европы в Чёрное море доставили шесть субмарин. Об уникальной транспортной операции, не имевшей аналогов в морской истории.

Головная боль кригсмарине

Нападение Германии на СССР стало головной болью для гросс–адмирала Редера(главнокомандующий ВМС Третьего рейха с 1935–го по 30 января 1943 года. — Прим. ред.). Немногочисленные кригсмарине получили три новых театра военных действий: на Чёрном море, на Балтике и в Арктике.

Правда, немцам удалось запечатать Балтийский флот в Финском заливе в первые месяцы войны. Но на Чёрном море советские военно–морские силы рулили куда сильнее и полностью доминировали над немецким и румынским флотом.

Кригсмарине это не устраивало, однако своих кораблей у них там не было. Румынские ВМС — советским не противник. Как исправить положение?

Первым делом немецких адмиралов посетила идея перебросить подлодки из Северного в Чёрное море сухопутно–речным путём. Но Гитлер эту затею сразу же отверг. Операция требовала огромных финансовых затрат, фюрер же считал: победа над СССР близка. А раз так, то зачем тратить деньги?

Афера с проливами

Немецкие адмиралы устремили взоры в сторону Турции. Правда, нейтральное государство соблюдало конвенцию Монтрё и пропускало через Босфор и Дарданеллы лишь гражданские суда. Но фрицы решили всё изменить.

Ведомство Риббентропа (Иоахим фон Риббентроп — министр иностранных дел Германии. — Прим. ред.) должно было лечь костьми, но уговорить турок пропустить немецкие подлодки через проливы — или пойти на махинацию с их «продажей».

Суть аферы была проста. Германия продаёт Турции подлодки. Они проходят проливы под турецким флагом и выходят в Чёрное море. А уже после этого турки продают их обратно немцам.

Но в самый разгар переговоров Редера внезапно осенило: любой из вариантов — это нарушение конвенции о проливах! А ведь противники Германии тоже её соблюдают.

А значит, если её нарушат немцы, то же самое сделают и другие стороны.

Перспектива появления британского флота в Чёрном море или советских кораблей в Средиземном испугала гросс–адмирала. Переговоры свернули, и Редер пошёл к фюреру пробивать сухопутный вариант.

По суху аки по морю

Тем временем Красная армия под Москвой надавала вермахту тумаков. Гитлеру стало ясно, что блицкриг провалился. Поэтому он дал зелёный свет на переброску подлодок через всю Европу.

Для этой операции выбрали три маленькие лодки типа IIB: U–9, U–19 и U–24. Сначала их подготовили к перевозке — убрали рубки и вытащили из кораблей всё, что можно. В результате 250–тонные «двойки» изрядно похудели.

Их аккуратно погрузили на понтоны и доставили Каналом кайзера Вильгельма из Киля в Гамбург. Оттуда речные буксиры вышли в Эльбу, по которой потащили понтоны с «двойками» к Дрездену — там река пересекалась с имперским автобаном. Дальше лодки вытащили на сушу и погрузили на огромные автоплатформы.

Немецкие инженеры всё прекрасно рассчитали. Платформы имели 32 низких и широких колеса, каждое из которых выдерживало до 60 тонн. А роль «мулов» взяли на себя мощные автотягачи марок «Келбле» и «Фаун». Их гросс–адмирал Редер одолжил у рейхсмаршала Геринга.

Буксируя платформы с субмаринами, автомобили мчались по автобану со скоростью… восемь км/ч. Странный автокараван преодолел более трёхсот километров и прибыл в Ингольштадт. Любопытно, но немецкие дороги такую нагрузку выдержали.

По Дунаю в Чёрное море

Ингольштадт был следующей ключевой точкой маршрута. Этот город стоял на Дунае — реке, протекающей через половину Европы и впадающей в Чёрное море. Здесь «двойки» снова погрузили на понтоны, чтобы доставить их в румынский Галац.

Казалось бы, все трудности позади, но не тут–то было.

Природа явно не благоволила немцам.

Уровень воды в Дунае во время разлива повысился. А это мешало проходу буксиров с понтонами под мостами. Кроме того, из–за сильного ветра поднялись волны.

Лишь после спада воды транспортировка продолжилась. Буксирам удалось дотащить понтоны до Галаца, где на местной верфи немецкие специалисты вернули «двойкам» их прежний вид.

После сборки каждая из них своим ходом спускалась по Дунаю к Чёрному морю, а затем переходила к Констанце. Первой в октябре 1942 года туда пришла U–24. Затем U–9 и U–19.

30–я подводная флотилия

После успеха этой необычной операции гросс–адмирал Редер попросил у фюрера средства на переброску ещё трёх «двоек». 26 августа 1942 года Гитлер дал «добро» на их транспортировку.

В результате таким же путём к весне 1943 года в Констанце оказались U–18, U–20 и U–23. Они влились в ряды уже сформированной 30–й подводной флотилии, которой командовал известный подводный ас Гельмут Розенбаум.

Шесть подлодок действовали на Чёрном море до середины 1944 года. Но немецкие подводники не добились там громких успехов, в отличие от коллег в Атлантике. Их результативность оказалась невелика.

Флотилия прекратила своё существование после выхода Румынии из войны, в сентябре 1944 года. Три «двойки» погибли в гавани Констанцы от советских бомб (U–9 потоплена, U–18 и U–24 тяжело повреждены и затоплены экипажами), остальные три были затоплены своими экипажами у побережья Турции.

Позже аварийно–спасательная служба Черноморского флота подняла со дна румынской гавани U–9, U–18 и U–24. «Немок» включили в состав советских ВМС, но ненадолго. В 1946 году U–9 сдали на слом, а годом позже две другие «двойки» потопили на учениях как корабли–мишени.

Так завершили свой путь субмарины, которые стали частью уникальной транспортной операции.

Однако кригсмарине были не первыми, кто перевозил свои подлодки по суше к морю. Они первыми осуществили это при помощи автомобильного транспорта, а так–то приоритет за нами. Ещё до начала войны в СССР перебросили подлодки типа «М» из Николаева во Владивосток. В 1933–34 годах «малютки» были доставлены на Дальний Восток по железной дороге. А ещё раньше, в 1904–05 годах из Санкт–Петербурга в тот же Владивосток были перевезены несколько подлодок типа «Касатка». Это до сих пор является рекордным по дальности путешествием подлодок по суше — около 10 тысяч километров.

Источник

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники