С Днем рождения, «копейка»!

В ночь с 18 на 19 апреля 1970 года с заводского конвейера съехал первый ВАЗ-2101 – революционный автомобиль для советского автопрома. 

«Могильщик социализма»

Начало «жигулёвской» эры перевернуло не только автопром, но и жизнь всего нашего общества. Не зря Егор Кузьмич Лигачёв записал новый завод в «могильщики социализма». Появление «копейки» действительно изменило сознание наших граждан. Если до этого уделом советского человека был общественный транспорт, то с рождением «жигулей» у людей обозначился интерес собственника, появились стремление к комфортной жизни и тяга к путешествиям. В «дожигулёвский» период у жителей СССР таких искушений не было, потому что элитную «Волгу» мог себе позволить далеко не каждый, а для «среднего» класса выпускались лишь мало презентабельные «Запорожцы» и скромные «Москвичи». Да и тех на всех не хватало: в 250-миллионной стране триста тысяч машин в год погоды не делали.

В апреле 1966 года в СССР был принят пятилетний план развития народного хозяйства с перспективой строительства автомобильного гиганта, продукция которого отвечала бы мировым отраслевым стандартам и была доступна населению. Критерии качества подсказал итальянский «ФИАТ» - именно с этим концерном решено было сотрудничать по привлечению иностранных инвестиций. Это был уже проторённый путь: запущенный в эксплуатацию в 1932 году Горьковский автозавод строился при содействии западной компании «Форд», и самый массовый наш грузовик той поры, историческая «полуторка», был копией американской модели «AA». Прообразом «народного» легкового автомобиля стал обладатель титула «европейский автомобиль 1965 года»  ФИАТ-124.

Реверанс партнерам

Из сотни возможных адресов строительства нового завода было выбрано шесть площадок – четыре в России (Волжская, Горьковская, Саратовская, Вологодско-Ярославская), по одной в Белоруссии и Украине (в Броварах под Киевом). Постановлением правительства от 20 июля 1966 года было предписано строить завод в Тольятти – бывшем Ставрополе-на-Волге, названном в 1964 году в честь итальянского государственного деятеля Пальмиро Тольятти. Зарубежным партнерам такой реверанс должен был понравиться.
Предстояла грандиозная стройка, даже по советским меркам, когда превалировал подход, обозначенный термином «гигантомания». За 50 месяцев было возведено 2300 квадратных метров производственных цехов.

А одновременно со строительством заводских мощностей инженеры и конструкторы «доводили до ума» лучший европейский автомобиль, приспосабливая его к суровым условиям эксплуатации в СССР. Особое внимание уделялось укреплению подвески (дороги-то у нас отличаются от европейских), пуску мотора в 30-градусный мороз и эффективному обогреву салона. Существенные изменения коснулись двигателя и трансмиссии, коробки передач и кузова. В целом в конструкцию оригинальной модели пришлось внести более 800 модификаций. За четыре года предстояло испытать 35 образцов новых машин в девяти сериях. Во время испытаний автомобили «намотали» общий пробег в 2 с лишним миллиона километров!

Проверено временем

И вот настал исторический день, а вернее, ночь, когда с конвейера в Тольятти сошли первые массовые машины – две синие и четыре красные. К 7.00 19 апреля шесть первенцев ВАЗа были представлены госприёмке итальянским шефом-инструктором Бенито Гуидо Савоини и начальником участка Владимиром Сафоновым. В торговую сеть ВАЗ-2101 поступили после доводки в августе 1970 года. С 7 сентября им было дано официальное название «жигули». Правда, на экспорт машины пошли под более благозвучным для зарубежных пользователей именем «Лада» (название «жигули» трудно произносилось и к тому же вызывало нежелательную ассоциацию со словом «жиголо»). А внутри страны «копейка» реализовывалась за заслуги в труде и по многолетней очереди – желающих обзавестись персональными колёсами по-прежнему было больше, чем машин.

Время нужно было советским труженикам и для того, чтобы накопить на «копейку»: стоила она совсем не копейки, а неподъемные для простых людей 5000 рублей. В комиссионной торговле приходилось еще и переплачивать. Народ рад был даже побитым машинам – спрос на автомобили после аварии держался все годы выпуска. И особенно ценилась первая модель ВАЗ-2101, втрое и больше перекрывшая гарантированный производителем эксплуатационный ресурс в 125 тысяч километров. За 14 лет было выпущено 2 702 657 таких машин, и они даже на пятом десятке лет службы остаются на ходу.

© Вячеслав Капрельянц, 2018

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники