Царские облачения забытых католических мучеников

50

Пол Кодунарис не из тех, кого пугают лики смерти.

Хотя этот американский искусствовед, писатель и фотограф и утверждает, что он тема смерти для него не более привлекательна, чем любая другая, он посвятил свою жизнь изучению церковных костехранилищ и склепов.

Поэтому, когда в 2008 году незнакомец из немецкой деревушки предложил ему посетить “старую полуразрушенную церковь в лесной глуши, внутри которой сидит покрытый дорогими украшениями человеческий скелет, сжимающий в окостеневшей ладони Грааль, будто бы предлагая испить из него”, Кодунарис, не раздумывая, ответил – “Конечно, согласен!”.

В тот период Кодунарис работал над книгой “Империя смерти”, путешествуя по миру и фотографируя различные усыпальницы. Однажды он очутился в деревушке возле чешской границы, чтобы обследовать крипту с черепами, и тут ему подвернулась неожиданная возможность увидеть этот таинственный декорированный скелет, покоящийся в лесной глуши.

51

“Всё это напоминало мне сюжет какой-нибудь сказки братьев Гримм, – вспоминает Пол. – Но когда я последовал указаниям этого, как мне казалось, полусумасшедшего дурачка или вруна, то, к своему величайшему изумлению, действительно обнаружил лесу человеческий скелет в поистине царском облачении”, – признался Кодунарис.

52

Церквушка, точнее даже крохотная часовенка, находилось в жалком состоянии, однако до сих пор там сохранились скамьи и алтарь. Всё это, вероятно было заброшено ещё во времена становления коммунистического режима на территории Восточной Германии.

Он обнаружил скелет в боковом приделе часовни, укрытый досками. Убрав преграды, он осознал, что жутковатая находка “смотрит” на него не пустыми тёмными глазницами, а парой крупных рубиновых глаз.

53

Поза скелета поддерживалась с помощью подпорок, а наряжены мощи были так роскошно, что им мог бы позавидовать любой монарх. Завершал образ стеклянный сосуд, в котором, как позже выяснил Пол, могла находиться кровь того самого человека. Он был заворожен красотой немой фигуры, хотя и признал, что она выглядит как курьёзное творение чей-то причудливой фантазии.

Но позже он вновь встретился с подобными мощами. В подвале другой немецкой церкви он обнаружил целых два сверкающих скелета. “После этого я осознал, что это не просто совпадение ”, – говорит Пол.

54

Кодунарис всё никак не мог выкинуть из головы образы скелетов с горящими драгоценным светом глазами и златозубыми оскалами, поэтому начал исследование загадочных мощей ещё в период работы над рукописью “Империи смерти”. Как он выяснил, скелеты были “катакомбными святыми” – когда-то почитаемыми среди католиков 16-17 века.

55

Некоторые из них до сих пор скрыты в подвалах церквей, другие исчезли навсегда. Установить, кем эти скелеты были при жизни, уже не представляется возможным. “Это до сих пор остаётся для меня одной из тайн, ради которых я и начал своё исследование”, – говорит Кордунарис. “Секрет этих загадочных скелетов заключается в том, что они могли быть кем угодно, но почему-то именно их останки были подняты из могил и вознесены к высотам славы”.

56

Его погоня за этими останками в конечном итоге привела к появлению рукописи “Небесные тела: Религиозные ценности и выдающиеся катакомбные святые”, в которой он описывает своё путешествие в поисках религиозных погребений, от древних римских катакомб до священных алтарей. И, несмотря на то, что эти погребения были давно забыты, их “обитатели” могли много чего рассказать Полу.
Воскрешая мёртвых

31 мая 1578 году итальянские виноделы, работавшие близ “Соляной дороги”, которая в древности являлась важным торговым путем и источником процветания Италии, обнаружили входы в катакомбы. Подземное помещение, как оказалось, было полно останков, которые датируются первыми тремя столетиями становления христианства. В то время тысячи последователей этой молодой и незаконной религии подвергались гонениям со стороны властей. Так, в здешних катакомбах нашли убежище от 500 000 до 750 000 душ. В основном это были христиане, хотя попадались среди них и язычники, и иудеи.

57

Однако для сотен скелетов эти катакомбы перестали быть последним пристанищем. Слух об этом открытии быстро дошёл до представителей католической церкви, и эти катакомбы стали восприниматься не иначе, как место, где живёт божья благодать, так как многие останки, вероятно, принадлежали раннехристианским мученикам.

В период Реформации католическая церковь в северной Европе и, особенно в Германии, где антихристианские настроения были наиболее распространены, сильно пострадала от мародёров и вандалов. Священные реликвии тех монастырей, которые подверглись разграблению, были утрачены или уничтожены. А новооткрытые останки святых, обнаруженные как нельзя кстати, смогли пополнить ряды священных реликвий в таких аббатствах.

58

Мощи святых стали востребованными: каждый католический приход, вне зависимости от размера, желал обладать хотя бы прахом одного святого, а лучше нескольких. Обладание останками святых позволило бы укрепить позиции католицизма, особенно в южной Германии, которая стала самым горячим местом противостояния протестантов и католиков, боровшихся за каждого верующего.

Зажиточные семьи также искали мощи святых для личных часовен, а гильдии и цеховики иногда тратили средства на приобретение священного нетленного праха, чтобы он стал, к примеру, святым покровителем кожевников.

Наилучшим способом обрести мощи святого для маленькой церковной общины было наличие знакомства с кем-нибудь из римской епархии, желательно с одним из папских охранников. Разумеется, нужен был и подкуп. Обычно останки доставлялись из Рима монахами, которые специализировались на транспортировке священных реликвий.

59

Кодунарис даже пытался подсчитать, насколько выгодным делом это было для таких курьеров, однако не смог, так как разница между  вышедшими из употребления и современными денежными курсами плохо поддаётся точному расчёту. “Всё что я могу сказать – эти люди явно получали за свой труд весьма неплохие суммы”, – утверждает Пол.

Ватикан отправил в разные районы Германии тысячи останков, однако трудно определить, сколько из этого числа было доставлено полных скелетов, ведь могли отправлять и фрагменты скелета, и несколько костей, и просто череп. По оценкам Кордунариса, больше всего останков святых направляли в Германию, Австрию и Швейцарию. Пол подсчитал, что католическая церковь отправила в эти районы, как минимум, 2 000 полных скелетов.

То, каким образом Ватикан определял принадлежность каждого из тысяч скелетов к святым, остаётся неясным и весьма спорным моментом. Так, если возле праха находили литеру “M” (“мученик”), то его сразу же зачисляли к святым мученикам, тогда как эта же буква могла обозначать и такое распространённое в древнем Риме имя, как “Маркус”.

60

А когда члены церкви находили сосуды с засохшим осадком на стенках и донышке рядом с костями, то принимали их за кровь мучеников. Тем не менее, древние римляне часто оставляли на могилах пузырьки с духами, что схоже с нашим сегодняшним обычаем оставлять цветы на кладбище. Католики также верили в то, что прах святых мучеников отбрасывает золотое свечение и едва заметный сладковатый запах, а группы медиумов вторили им, “считывая” с указанного скелета ауру, которая якобы и давала информацию, позволяющую Ватикану затем причислить человека к лику святых и мучеников.

источник

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники