10 открытий, которые приписали не тем людям

Пожалуй, самая немаловажная награда за открытие чего-то действительно знаменательного — это признание коллег и общественности. Тем не менее авторы многих открытий и достижений либо были забыты в песках времени либо были оценены современниками не в полной мере.

1. Гелиоцентризм1
Учебники учат, что Коперник был первым человеком, заявившим о том, что Земля не является центром Вселенной. Знаменитый математик изменил наше представление об астрономии, разработав вариант Вселенной, центром которой являлось Солнце. Хотя в этой теории присутствовали кое-какие неточности, принято считать, что именно Коперник, благодаря своей оригинальной концепции, открыл путь к более глубокому пониманию Вселенной.

Непризнанный первооткрыватель: Аристарх Самосский

Идея Коперника на самом деле была не такой уж и оригинальной. Греческий философ Аристарх Самосский пришёл к тому же выводу за более чем 1,500 лет до Коперника. Однако к несчастью для Аристарха, его радикальные взгляды о планетах, вращающихся вокруг Солнца, прямо противоречили теории Аристотеля о притяжении всех объектов к центру Земли.

Аристарху удалось привлечь внимание Архимеда к своей теории, который поддержал её в своём труде Псаммит. Однако другие современники философа были настроены более скептично, и от идеи в конечном итоге отказались.

2. Эволюция2
Опубликовав в 1859 году свою книгу «Происхождение видов», Чарльз Дарвин (Charles Darwin) заложил основы теории эволюции. Книга оказалась настоящим прорывом и изменила наше представление о природе этой планеты. До сих пор ведутся споры, касающиеся отдельных моментов этого монументального труда, однако совершенно точно, работа Дарвина навсегда изменила курс научного исследования.

Непризнанный первооткрыватель: Альфред Рассел Уоллес

Альфред Рассел Уоллес (Alfred Russel Wallace) был исследователем и известным географом. За свои труды он добился признания современников и помимо прочего придумал теорию эволюции путём естественного отбора, совершенно независимо от Чарльза Дарвина.

В то время Рассел и Дарвин работали довольно тесно; Рассел предоставлял Дарвину образцы, собранные им во время своих путешествий, которые тот использовал в качестве доказательств для своей будущей книги. Это подтолкнуло Рассела предложить свою собственную теорию эволюции, которая была почти идентична дарвиновской. Хотя современники и оценили его идеи, потомки оказались менее благосклонны. При обсуждении теории эволюции имя Рассела часто стоит в тени, частично благодаря так называемой «дарвиновской индустрии», появившейся в 1960-х гг.

3. Теория относительности3
В 1905 году специальная теория относительности Эйнштейна произвела революцию в мире физики. В 1915 учёный повторил успех, познакомив общественность с общей теорией относительности. Обе теории рассматривали идеи Ньютона относительно законов движения и гравитации и демонстрировали их полную несостоятельность при наличии особенно мощных гравитационных полей. С самого первого момента теорию использовали для самых разнообразных целей, начиная разработкой атомной бомбы и заканчивая созданием современных GPS-систем. Имя Эйнштейна же стало нарицательным.

Непризнанный первооткрыватель: Джеймс Клерк Максвелл

Джеймс Клерк Максвелл (James Clerk Maxwell) был одним из выдающихся математиков XIX в. Его работа по электромагнетизму создала фундамент, на котором Эйнштейн в последствии выстроил свои теории; факт, который сам физик быстро признал. Существует предположение, что не умри Максвелл в 48 лет, он бы развил свои теории и сам пришёл бы к тому же выводу, что и Эйнштейн. К несчастью, несмотря на свой огромный вклад, имя Максвелла практически неизвестно за пределами научного сообщества.

4. Видеоигры4
Множество споров велось о том, какая же видеоигра была самой первой. Pong стала первой коммерчески доступной видеоигрой и запустила революцию, которая привела нас к тому, что мы имеем сегодня. Однако чести называться первой в своём роде может заслуживать и «Теннис для двоих». Несмотря на недоступность для широких масс, она являлась самой первой компьютерной игрой с выводом на дисплей и появилась задолго до Pong.

Непризнанные первооткрыватели: Томас Т. Голдсмит-мл. и Эстл Рэй Манн

В спорах о том, какая же видеоигра стояла у истоков всех видеоигр, часто забывают упомянуть развлекательный аппарат на основе электронно-лучевой трубки. Данный аппарат представлял собой простейший ракетный симулятор. При помощи ЭЛТ, соединённой с элементами управления, игрок мог менять угол и траекторию световых лучей, иммитируя таким образом прицеливание. Голдсмит (Thomas T. Goldsmith Jr.) и Манн (Estle Ray Mann) получили патент на своё изобретение в 1948 году, за десять лет до создания «Тенниса для двоих» и почти за 24 года до появления Pong. Хотя, увы, его редко признают в качестве самой первой компьютерной игры, не считая самых преданных геймеров.

5. Цифровые плееры5
Цифровая музыка стала настоящей революцией, навсегда изменившей индустрию и позволившей нам одним лишь касанием пальца получить доступ к безлимитной библиотеке песен. Всё началось в марте 1998 года, когда южнокорейская компания «Saehan Information Systems» выпустила плеер MPMan F10. Спустя три года Apple выпустила свой самый первый iPod. Хотя сегодня на рынке доступен широкий ассортимент цифровых плееров, в общественном создании именно фирма Apple ассоциируется с созданием и популяризацией цифровых музыкальных устройств.

Непризнанный первооткрыватель: Кейн Крамер

В действительности ни одной из компании нельзя приписать авторство идеи создания цифровых музыкальных устройств. Основная заслуга принадлежит Кейну Крамеру (Kane Kramer), придумавшему в 1979 году теорию, касающуюся загрузки и хранения музыкальных файлов. С тех пор Apple в знак признания его работы наградила Кейна должностью консультанта в своей фирме. Однако для миллионов людей, использующих устройства, созданные на основе его идей, имя Крамера остаётся неизвестно.

6. Огнемёт6
Создателем первого современного огнемёта считается Рихард Фидлер (Richard Fiedler), который представил германским военным дизайны двух разных вариантов оружия в начале 1900-х гг. На поле боя немцы впервые использовали огнемёты в 1915 году, и вскоре у каждой страны, участвовавшей в Первой мировой, был свой вариант этого оружия.

Непризнанный первооткрыватель: Каллиник из Гелиополя

Концепция огнемёта уходит корнями в древнюю Грецию. Самые ранние огнемёты, описанные Аполлодором Дамасским, работали на угле, и их использовали в комбинации с кислотой, чтобы разламывать каменные стены. Однако именно Каллиник из Гелиополя изобрёл по-настоящему эффективный огнемёт. Его оружие, названное «греческим огнём», использовалось древней византийской империей в морских сражениях. Устройство представляло собой медную трубу, через которую сжатый воздух извергал жидкую смесь, создавая эффект, который позднее приобретёт такую известность.

7. Торговые центры7
Появление торговых центров, как правило, приписывают Виктору Груену (Victor Gruen), который сыграл важную роль в проектировании и строительстве первого торгового центра в 1954 году. Позднее Груен возненавидел собственное изобретение. ТЦ, которые он задумывал как центры городской жизни, превратились в пристанище потребительства.

Непризнанный первооткрыватель: Аполлодор Дамасский

В дополнение к своей работе с огнемётами Аполлодор Дамасский считается автором идеи, схожей с груеновской. Именно Аполлодор выступил архитектором знаменитого римского Троянского рынка. Здание включало в себя целый спектр рыночных палаток и крытых лавчонок с жилыми зданиями, что делало его самым первым настоящим городским центром. Развалины Троянского рынка и форума до сих пор можно увидеть в Риме, однако имя Аполлодора редко упоминается при обсуждении современных торговых центров.

8. Караоке8
В Японии караоке является прибыльным делом. В одном только 2010 индустрия принесла более €8 миллиардов, и это не считая международных данных. Это единственный самый выгодный досуг в Японии; на концепцию караоке нет патента, поэтому любая компания при наличии желания и знаний может выставить на неё свои права.

Непризнанный первооткрыватель: Дайсуке Иноуэ

На идею караоке нет патента, потому что человек придумавший его и изобрётший первый аппарат караоке, не удосужился подать заявку на приобретение оного.

Дайсуке Иноуэ (Daisuke Inoue) был барабанщиком в группе, которая в 1960-х зарабатывала на том, что предоставляла музыкальное сопровождение пьяным японским бизнесменам. Однажды один из их клиентов попросил Иноуэ сыграть для него во время поездки. Музыкант не мог оставить работу и вместо этого предложил предпринимателю записать для него аккомпанемент на плёнку. И так, спустя одно переложение японской баллады, и родилась идея караоке.

К сожалению для банковского счёта Иноуэ, музыкант не смог заработать на своей идее, хотя после он создал ещё 11 караоке-машин, которые сдавал в аренду в бары и клубы. Беспредприимчивость молодого человека защитить свою идею позволила другим компаниям вступить в игру и разработать свои собственные варианты караоке-машин. Сам же Иноуэ позднее отошёл от музыкального бизнеса.

9. Тетрис9
Тетрис является одной из самых легендарных видеоигр в истории. На пике популярности было продано несколько миллионов её копий для самых разных игровых платформ, включая немыслимые 35 миллионов копий для одного только Gameboy. Тетрис является одной из главных причин, почему портативные игры нынче воспринимаются всерьёз, и даже сегодня игрой продолжают наслаждаться по всему миру.

Непризнанный автор: Алексей Пажитнов

Алексей Пажитнов изобрёл тетрис, работая ещё в Советской Академии наук. Он придумал его для себя и своих коллег как простой способ отвлечься от работы. Легенда гласит, что игра стала настолько популярной в московском компьютерном центре, что сотрудникам даже запретили играть в неё, настолько она отвлекала от работы. Тетрис вызывал сильное привыкание и советское правительство, решив нажиться на этом, выпустило игру в широкие массы в 1984 году.

Так как Пажитнов разработал игру в эпоху коммунистического Советского Союза, то и претендовать на патент он не мог. Вместо этого в период между 1986 и 1996 годом игра находилась в собственности организации «Электроноргтехника». Пажитнов не получил ни копейки от продаж. Хотя в конечном счёте ему всё-таки удалось восстановить свои права на игру.

10. Взлом Энигмы10
Энигма представляла собой шифровальную машину, использовавшуюся немцами после Первой мировой. Во время Второй мировой Союзники собрали свои собственные дешифровальные устройства, позволявшие взломать код Энигмы. Перехватывая сообщения им удалось предвидеть передвижения немецких подводных лодок и как следствие получить значительное преимущество в войне.

Непризнанный автор: Алан Тьюринг

В отличие от прочих Тьюринг (Alan Turing) сегодня очень даже известен, как за свой вклад в криптоанализ Энигмы, так и за свои достижения в математике. Последние в частности положили начало концепкии информатики. Работы Тьюринга по искусственному интеллекту и программированию легли в основу компьютерной эры. Придуманный им тест до сих пор используется для определения интеллекта и поведения машин по сравнению с человеком.

Тем не менее история Тьюринга имеет печальный конец, и лишь недавно учёный получил заслуженное признание. Лавры за взлом кода Энигмы Тьюринг не получил, так как его работа должна была оставаться в тайне, чтобы Союзники могли и дальше использовать полученные им сведения. Однако отношение к нему в послевоенные годы оставляет желать лучшего.

Тьюринг был гомосексуалистом, что в 1950-х считалось незаконным в Великобритании, где он жил. Поэтому когда в 1952 Тюринг позвонил в полицию, чтобы сообщить о проникновении в свой дом и в ходе расследования вынужден был признаться в том, что он состоял отношениях с подозреваемым, его обвинили в непристойном поведении и отстранили от работы криптографом. 7 июня 1954 года Тьюринг покончил с собой, отравившись цианидом, и лишь в декабре 2013 года королевская семья принесла ему официальные извинения

Материал подготовила Анастасия Кузнецова - по материалу сайта listverse.com

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники