10 планов по созданию утопических общин в США

В относительно короткой истории Соединённых Штатов Америки можно найти немало эпичных, амбициозных, а иногда и совершенно странных попыток создать утопические общины в пределах границ страны. О некоторых из них и пойдёт речь в данной статье

1. Кольтсвилл, штат Коннектикут1
Сэмюэл Кольт известен как человек, который совершил революцию в области производства огнестрельного оружия. Он является создателем знаменитых револьверов («кольтов»), которые «победили Запад», а также основателем компании-производителя огнестрельного оружия "Colt’s Patent Fire-Arms Manufacturing Company", расположенной в Хартфорде (штат Коннектикут). Именно здесь Сэмюэл Кольт революционизировал производственные процессы, построил новую ветку железной дороги и дамбу, чтобы защитить то, что раньше представляло собой сплошную пойму, попытался создать утопический посёлок для своих работников.

Изначально в посёлке насчитывалось пятьдесят кирпичных домов, каждый из которых был рассчитан на шесть семей. Чтобы привлечь в посёлок рабочие руки, Сэмюэл Кольт построил здесь большое здание с синим куполом (в духе русской архитектурной традиции), которое сохранилось по сей день, а также ряд шале – небольшие сельские домики в швейцарском стиле. Кольт хотел создать для своих работников, которые приезжали в посёлок из разных стран мира, утопическую общину, где бы они смогли чувствовать себя как дома. Здесь были парки и ботанические сады, оранжереи и даже немецкая пивная.

Кольт построил танцевальные залы и клубы; он особенно поощрял такое модное по тем временам развлечение, как езда на велосипеде. Также Сэмюэл Кольт построил в посёлке несколько церквей, концертный зал и даже создал собственный духовой оркестр. Здание оружейной фабрики также воплощало в себе черты европейской архитектуры. Кольт требовал от своих работников полной отдачи, но при этом хорошо понимал, что им тоже нужно давать отдыхать. Чтобы они не валились с ног от усталости, он ввёл обязательный обеденный перерыв на один час.

Сэмюэл Кольт умер от подагры в возрасте сорока семи лет. Тем не менее, община, которую он создал для своих работников, продолжала процветать под чутким руководством его жены. К сожалению, после её смерти некому было продолжать дело Кольта, поскольку трое их детей умерли в раннем возрасте, а четвёртый ребёнок утонул.

Многие из зданий посёлка сохранились до сих пор, включая дом семьи Кольт, в котором сейчас находится приют для вдов.

В планах правительства – создать на месте общины Кольта Национальный парк Кольтсвилл.

2. Община Фрутлендс (штат Массачусетс)2
Утопическая община Фрутлендс была основана в июне 1843 года и просуществовала шесть месяцев. В ней проживало всего четырнадцать человек. Руководил общиной Эймос Бронсон Олкотт, отец будущей детской писательницы Луизы Мэй Олкотт.

Олкотт хотел возродить Эдемский сад; это означало, что члены его общины должны были следовать ряду довольно строгих правил. Им разрешалось употреблять лишь растительную пищу; Олкотт говорил, что продукты животного происхождения отнимают «жизненные силы».

Проблема усложнялась тем, что ни у одного из членов общины не было опыта в выращивании растений. К тому же, на участке, где располагалась община, вообще отсутствовали какие-либо деревья и кустарники со съедобными плодами. Олкотт также наложил ограничение на использование масляных ламп (светильники, работающие на основе сгорания масла или жира), что, в свою очередь, отразилось на отоплении и освещении помещений. Олкотт зашёл настолько далеко, что даже запретил выращивание корнеплодов, поскольку, по его словам, от этого страдали земляные черви. Он также не разрешал использовать шерсть, воск и любые виды удобрений.

Все попытки Олкотта привлечь новых людей в свою общину заканчивались абсолютным провалом. Его дочь, Луиза, в своём дневнике подробно описала, что происходило в общине и как складывались отношения между её членами.

Попытка создать утопическую общину Фрутлендс привлекла внимание таких известных писателей, как Ральф Уолдо Эмерсон и Генри Дэвид Торо.

Среди причин, из-за которых община Фрутлендс развалилась, стоит отметить тот факт, что её члены придерживались скорее экстремальных, нежели странных взглядов. Среди них были нудист, считавший одежду помехой для души, и человек, который настолько любил свою бороду, что перед смертью попросил выгравировать на его могиле надпись «Подвергался гонениям за ношение бороды».

3. «Гармония» и «Экономия» (штат Пенсильвания) и «Новая Гармония» (штат Индиана)3
Общество «Гармония» (англ. Harmony Society) было создано в Германии в 1780-х годах. Его основатель, Иоганн Георг Рапп, хотел больше свободы для своей антибаптистской секты. В то время Германия была строго лютеранской, поэтому Рапп решил переехать вместе со своим приёмным сыном в Соединённые Штаты Америки.

Семейство Рапп переехало в штат Пенсильвания в 1803 году. Через два года общество «Гармония» получило официальный статус. Оно процветало. К 1814 году «Гармония» превратилась в цветущий город, занимавший площадь более 2800 гектар (включая сельхозугодия) и насчитывавший 130 домов. Распродав всё имущество, Рапп отправился в штат Индиана, где создал «Новую Гармонию» на участке общей площадью 10 тысяч гектар. В скором времени он перебрался обратно в Пенсильванию, чтобы основать очередное общество под названием «Экономия».

В каждом поселении имелись огромные сельскохозяйственные комплексы и фабрики. К середине 1800-х годов средний денежный доход на душу населения в обществе Раппа был на порядок выше, чем в самой стране. Они даже построили самый большой общественный центр в США – Фист-Холл (англ. The Feast-Hall).

Иоганн Георг Рапп готовил своё сообщество к концу света и пришествию Христа, событиям, которые, по его мнению, должны были произойти со дня на день. За все эти годы он нажил немалое состояние: дома у него хранилось золота на сумму более полумиллиона долларов. Рапп рассматривал Америку как место, где можно не только практиковать религиозную свободу, но и обрести истинное счастье. Рапп также занимался алхимией. В свои семьдесят лет он крутил роман с молодой помощницей, которая впоследствии вышла замуж за другого мужчину. Слухи вокруг этого любовного треугольника стали причиной того, что религиозная система общества начала трещать по швам.

В 1829 году в общество «Гармония» пришёл человек, который назвал себя Мессией. Рапп подозрительно отнёсся к заявлению мужчины. Чтобы проверить правдивость его слов, он предложил ему остаться на некоторое время в поселении. Мнения гармонистов по поводу того, кем был этот человек – настоящим Мессией или проходимцем, разделились. В конечном счёте, они выгнали его из города, который начал приходить в упадок после того, как им стал управлять человек по имени Джон Дасс.

4. Община Онейда и библейские коммунисты (штат Нью-Йорк)4
Огромный дом, где жили члены общины Онейда, сохранился по сей день; он расположен в северной части штата Нью-Йорк. Его общая площадь составляет 8600 квадратных метров. Когда-то здесь вместе жили 250 человек, которые называли себя библейскими коммунистами.

Основателем общины Онейда является Джон Хамфри Нойес. Он родился в 1811 году, учился в семинарии, где осознал, что церковь учит нас не тому, чему нужно. Нойес считал, что мы не должны зацикливаться на грехах и покаянии; вместо этого нам следует искать путь к самосовершенствованию. Он разработал собственную доктрину, получившую название «Перфекционизм». Также Джон Нойес верил в то, что Второе пришествие Иисуса Христа уже давно произошло, поэтому человечеству нужно сосредоточить свои усилия на том, чтобы создать на Земле гармоничную и совершенную жизнь.

Перфекционисты отрицали общепринятые представления о браке, считая их проявлением эгоизма. Они сосредотачивали внимание на так называемом «комплексном браке», при котором узы любви и сексуальные отношения свободно существуют и развиваются между всеми парами и людьми. Эксклюзивность перфекционисты приравнивали к эгоистичности.

Всё материальное имущество поровну делилось между членами общины. Когда детям исполнялся год, их начинали воспитывать сообща. Перфекционисты стремились создать более совершенные поколения, они не желали просто плодить новых членов общины. Нойес придумал для этого специальную программу под названием «Стирпикультура». В ней участвовали мужчины и женщины, которые, по мнению Нойеса, наиболее подходили на роль отцов и матерей.

Методом проб и ошибок члены общины Онейда нашли наилучший способ получать прибыль и обеспечивать себя: они изготавливали варенье, шёлковую нить и стальные капканы. Спустя несколько десятилетий община была реорганизована в компанию, которая существует и поныне.

5. Капиталистическая утопия Джорджа Пуллмана (штат Иллинойс)5
В 1880-х годах железнодорожному магнату и промышленнику Джорджу Пуллману пришла идея построить недалеко от Чикаго город для своих работников (назвав его в свою честь), который стал бы капиталистической утопией.

Пуллман планировал заселить в город 12 тысяч человек. На строительство города своей мечты он потратил три года и около 6 миллионов долларов (в переводе на современны курс – 156 миллионов долларов). В новом городе всё отвечало самым последним требованиям, начиная от инфраструктуры и заканчивая парками и деревьями.

Джордж Пуллман считал, что представители рабочего класса по развитию практически ничем не отличались от пещерных людей. По его мнению, если он создаст красивый город с хорошей культурой, представители рабочего класса изменятся, станут намного лучше. Пуллман хотел, чтобы всё шло по чётко заданному плану, поэтому сам решал, кому и куда нужно заселяться. Самые лучшие дома в общине доставались менеджерам, а у рабочих, по сути, не было собственного жилья. Они были вынуждены платить арендную плату. Пуллман запрещал чернокожим жить в городе, который он создал.

Также членам общины не разрешалось употреблять спиртные напитки. Единственным местом, где они продавались, был отель для приезжих. Пуллман построил в городе торговый центр, где всё продавалось по баснословно высоким ценам. Джордж Пуллман запрещал проводить общественные собрания. В городе у него были шпионы, которые следили за тем, чтобы люди беспрекословно выполняли законы, придуманные им.

Община развалилась с наступлением экономического кризиса в 1893 году. Люди терпели всё это потому, что у них не было выбора. Когда Пуллман начал урезать и без того маленькие зарплаты, повышать цены и арендную плату, члены общины подняли бунт, для подавления которого президенту США пришлось задействовать военную силу.

6. Нью-Ллано (штат Луизиана)6
Социализм не всегда был плохим словом в Соединённых Штатах Америки. В XX веке группа колонистов предприняла попытки создать в пределах границ страны социалистическую утопию.

В 1917 году в штате Калифорния была создана социалистическая община под названием «Ллано дель Рио». В первый же год её члены столкнулись с проблемой дефицита пресной воды, из-за чего они были вынуждены переехать в Луизиану.

Колонисты создали не просто общину, а целую корпорацию: они выкупили компанию "Gulf Land & Lumber Company". И хотя многие из соседних общин не особо доверяли этим социалистам, идея общинного образа жизни и обмен ресурсами оказались верным решением в трудных условиях.

Община Нью-Ллано начала привлекать новых членов, однако в скором времени ей довелось столкнуться с рядом внутренних проблем и разногласий. Это случилось незадолго до Великой депрессии.

Когда социализм перестали считать «воплощением зла», внезапно появилось много желающих присоединиться к общине. Тем не менее, не все из новых членов Нью-Ллано хотели трудиться на общее благо. Великая депрессия, отчаяние и бесконечный поток желающих присоединиться к общине вынудили её лидеров искать новые способы получения прибыли.

В 1939 году община Нью-Ллано прекратила своё существование. Их бизнес, дома, фабрики и участки земли общей площадью 8 тысяч гектар были проданы за бесценок.

7. Нашоба (штат Теннесси)7
Община Нашоба была основана в 1820-х годах Фрэнсис Райт. Она представляла собой место, где рабы и бывшие рабы жили, трудились, получали образование с целью обрести желанную свободу, стать самодостаточными и, в конечном счёте, уехать из Соединённых Штатов Америки.

Фрэнсис Райт родилась в Шотландии, образование получила в Лондоне, много путешествовала, хорошо дружила с маркизом де Лафайетом. Их дружба позволила ей вращаться в кругах известных культурных и политических деятелей (среди них был и третий президент Соединённых Штатов Томас Джефферсон). Когда Райт увидела последствия рабства, она захотела помочь стать свободными тем, кто оказался в его кандалах. При помощи маркиза де Лафайета и Эндрю Джексона (седьмой президент США) она приобрела земельный участок площадью 800 гектар и основала на нём общину Нашоба.

Фрэнсис Райт также выкупила пятнадцать рабов и поселила их в Нашобе. Она хотела, чтобы бывшие рабы, оказавшиеся в её общине, не только работали, но и учились. Община, по задумке Райт, должна была подготовить бывших рабов к независимой, свободной жизни.

Тем не менее, община Нашоба просуществовала недолго. Условия были слишком суровыми; к тому же, Фрэнсис Райт плохо справлялась со своей ролью учительницы и попечительницы. В 1827 году она уехала в Европу, чтобы попытаться собрать больше денег на поддержку общины. Когда она вернулась обратно в Нашобу, там осталась всего горстка людей. Разочарованная Фрэнсис Райт решила пожить некоторое время в общине Новая Гармония (штат Индиана). В 1829 году она снова вернулась в Нашобу, где на тот момент 39 человек пытались свести концы с концами.

Райт, увидев это, осознала, что её социальный эксперимент провалился. Не желая бросать людей, проживавших в общине, на произвол судьбы, она предложила им переехать на остров Гаити, на что они охотно согласились.

8. Дом истины (штат Юта)8
В 1933 году Мари Огден основала в Сухой Долине (штат Юта) небольшое поселение. Огден практиковала спиритуализм и оккультизм; она была руководителем Школы истины и утверждала, что утопическая община, созданная ею, станет ничем иным, как Царством Божьим на Земле.

Огден призывала своих последователей отказываться от своих земных владений и становиться вегетарианцами.

Огден также уверяла людей в том, что у неё есть волшебная печатная машинка, благодаря которой она получает послания от Бога. Именно печатная машинка сказала ей, что Сухая Долина станет центром всего сущего, где она найдёт Дом истины.

Община Огден была основана недалеко от поселения мормонов, которые изначально почти не обращали на них внимания. Огден была решительно настроена расширять общину. Первым делом, она выкупила местную газету, "San Juan Record", и начала публиковать в ней статьи о своих убеждениях и «послания от Бога». В 1935 году она опубликовала статью под названием «Возрождение души», в которой поведала о смерти одного из членов общины, женщины по имени Эдит Пешак. Огден писала, что на самом деле Эдит Пешак не умерла, она просто отдыхала. Огден настаивала на том, что Пешак пребывала в состоянии очищения. После выхода статьи местные власти заинтересовались общиной Огден. Проведя обыск, они обнаружили тело Эдит Пешак. Но поскольку оно было мумифицировано и не представляло никакой угрозы для здоровья окружающих, власти ничего не смогли предъявить Огден.

Спустя два года последователи Огден, наконец, осознали, что она дурачит их, и Пешак больше никогда не сможет вернуться к жизни. Один из бывших членов общины, в конечном счёте, признался, что тело Пешак было сожжено на погребальном костре. После этого община распалась.

9. Октагон-Сити (штата Канзас)9
Октагон-Сити должен был стать утопической общиной, построенной в виде восьмиугольника. Генри Клабб начал воплощать в жизнь эту идею, которая поразила его до глубины души, в 1856 году. Октагон-Сити должен был стать вегетарианской общиной, пропагандирующей здоровый образ жизни, с восьмиугольными домами.

Идея восьмиугольников была позаимствована Клаббом. В 1848 году известный френолог Орсон Сквайр Фаулер опубликовал книгу под названием «Восьмиугольный дом: дом для всех, или Новый, дешёвый, удобный и совершенный вид зданий». Восьмиугольные дома получали больше солнечного света и свежего воздуха. Эти факторы, как известно, являются залогом здоровья и долголетия.

Когда Генри Клабб решил воплотить идею Фаулера в жизнь, он совершил ужасную ошибку. Большинство людей, которые согласились дать ему возможность исполнить свою мечту, покинули общину спустя несколько месяцев после её основания, поскольку им обещали комфортную жизнь в процветающем городе, а на деле им пришлось жить в палатках и бревенчатых постройках. Община Клабба должна была быть вегетарианской, однако людей-вегетарианцев, желающих вступить в неё, оказалось настолько мало, что он стал приглашать в Октагон-Сити всех подряд.

Клабб был убеждён, что восьмиугольные дома и вегетарианство – это вещь. Он считал, что отсутствие в рационе мяса сделает человека невосприимчивым к болезням и позволит жить дольше и лучше. Клабб приглашал присоединить к его общине преимущественно интеллигентных людей, которые хотели на себе ощутить все преимущества вегетарианской диеты.

Бывший член Октагон-Сити, жительница Нью-Йорка Мириам Кольт, впоследствии писала, что жизнь в общине была «скучной» и «мрачной».

Сегодня от поселения Октагон-Сити ничего не осталось – вандалы постарались на славу.

10. Общество в пенсильванской глуши10
Многие люди, которые уехали из Европы в Соединённые Штаты Америки, сделали так потому, что хотели обрести религиозную свободу. В 1690-х годах Иоганн Циммерман, бывший лютеранский священник и профессор Гейдельбергского университета, собрал группу людей, объединённых общим желанием: они хотели самостоятельно определиться со своим религиозным выбором. Поскольку в Германии этого сделать было невозможно, они решили отправиться в штат Пенсильвания, где Уильям Пенн приступил к началу своего «Святого эксперимента» по созданию общины религиозной терпимости и свободы.

Иоганн Циммерман и его последователи считали, что религиозная свобода была важной именно в тот момент. Он утверждал, что умеет читать знаки свыше. По его словам, Второе пришествие Иисуса Христа должно было произойти в 1694 году. Поскольку штат Пенсильвания (как и Филадельфия) находился на 40-й параллели, Циммерман хотел именно здесь создать свою общину.

Осуществить задуманное ему не дала внезапная смерть. После его смерти лидером группы стал Йоханнес Келпиус. Они переехали в Соединённые Штаты Америки и основали своё общество в пенсильванской глуши. Они посвящали себя религии, придерживались обета безбрачия, занимались алхимией, изучали астрологию и читали молитвы. Их целью было создание идеальной общины, где они свободно смогли бы практиковать нумерологию и алхимию. Они также установили телескоп, чтобы наблюдать за пришествием Христа.

Община начала распадаться, когда её члены поняли, что Второго пришествия Иисуса Христа не будет. Келпиус умер в 1708 году от туберкулёза. Дело, начатое им, продолжало жить ещё сорок лет после его смерти.

©

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники