10 странных и противоречивых библейских пророков

021. Странный пророк

Ни для кого не секрет, что Книга пророка Иезекииля, пожалуй, является самой странной частью Библии. Иезекииль был одним из 10 тысяч еврейских пленников, привезённых в Вавилон Навуходоносором. Он был представителем племени Леви, и Бог призвал его стать пророком примерно в 593 году до нашей эры.

Взгляды и видения Иезекииля (колёса с глазами, четырёхликие существа с человеческими руками и крыльями и так далее) заставляют нас думать, что он, скорее всего, страдал от шизофрении или какой-либо другой формы психоза.

Стиль проповедования Иезекииля был таким же необычным, как и его содержание. Свою проповедническую деятельность он начал с того, что съел свиток, данный ему Богом. Затем он пролежал 430 дней на боку, что символизировало количество лет, которые народ Израиля и Иудеи провёл в грехе. Чтобы предупредить людей об их предстоящем уничтожении, Иезекииль остриг волосы и бороду при помощи меча. Треть растительности он сжёг, треть развеял по ветру, а оставшуюся часть (кроме нескольких волосков, которые зашил в одежде) разрубил на мелкие части.

Однажды Иезекиилю привиделось, что он должен приготовить обед из человеческих экскрементов как символ бедственного положения евреев. Это оказалось слишком даже для Иезекииля. Ему удалось убедить Бога использовать вместо человеческих экскрементов коровий навоз.

2. Голая правда

Исаия по праву считается одним из величайших и наиболее влиятельных библейских пророков. Однажды Бог велел ему раздеться и бродить по Иерусалиму голым и босым в течение трёх лет.

С разрастанием Ассирийской империи народ Иудеи начал просить защиты у Египта и Эфиопии. Однако Исаия предупреждал, что ассирийцы поработят и эти два государства: «…так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту». Конечно же, ассирийцы одержали победу, показав, как глупо полагаться на мирские державы, а не Бога.

3. Сомневающийся пророк

Типичный образ пророка включает в себя железную веру в волю Господа. Тем не менее, пророк Аввакум часто ставил под сомнение то, что говорил ему Бог. В то время как большинство пророков передавали слово Божье людям, Аввакум был больше обеспокоен донесением вопросов народа к Богу. Книга пророка Аввакума начинается так: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?».

Бог отвечает Аввакуму, однако полностью игнорирует его вопросы и говорит, что собирается позволить вавилонянам разрушить регион. Это не удовлетворяет Аввакума, который, по сути, повторяет свои предыдущие жалобы и затем заявляет, что будет сидеть на городских стенах до тех пор, пока не получит нормальные ответы. Впечатлённый упорством пророка, Бог снова решает с ним заговорить. Он объясняет, что каждый человек делает свой собственный выбор в том, как он будет жить, однако, в конечном счёте, всем нам придётся отвечать за свои поступки в Судный день. («Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно? Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море. Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его! Ты пресытился стыдом вместо славы; пей же и ты и показывай срамоту, – обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою».)

Этот ответ удовлетворяет Аввакума, и его книга заканчивается долгим восхвалением Бога.

4. Обречённый брак пророка

Книга пророка Осии – не самая популярная часть Библии, поскольку её содержание является трудным для понимания. Кроме того, в ней рассказывается о том, как Бог велит Осие жениться на самой распутной женщине, которую он только сможет найти: «Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа». И Осия покорно женится на женщине по имени Гомерь, которая рожает ему троих детей. Вскоре становится ясно, что Бог намеревается продолжить использовать семью Осии для того, чтобы выражать своё недовольство народом Израиля. Он велит Осие назвать старшего сына Изреелем, дочь – Лорухамой, а самого младшего ребёнка – Лоамми. («И пошел он и взял Гомерь, дочь Дивлаима; и она зачала и родила ему сына. И Господь сказал ему: нареки ему имя Изреель, потому что еще немного пройдет, и Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева, и положу конец царству дома Израилева, и будет в тот день, Я сокрушу лук Израилев в долине Изреель. И зачала еще, и родила дочь, и Он сказал ему: нареки ей имя Лорухама; ибо Я уже не буду более миловать дома Израилева, чтобы прощать им. А дом Иудин помилую и спасу их в Господе Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками. И, откормив грудью Непомилованную, она зачала, и родила сына. И сказал Он: нареки ему имя Лоамми, потому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим Богом».)

Тем не менее, история заканчивается на оптимистичной ноте. Бог призывает пророка простить свою жену. Пара мирится и клянётся хранить верность друг другу. Что касается Израиля, то Бог говорит: «Посему вот, и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее. И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской». Иными словами, Бог всегда готов любить и прощать свой народ, независимо от того, сколько грехов он совершил.

5. Нееврейский пророк

Илия является одним из самых известных библейских персонажей. В Библии его называют фесвитянином из галаадского селения Фесвы; некоторых толкователей это натолкнуло на мысль о том, что, возможно, он имел нееврейское происхождение. Тем не менее, в данной теории много спорных моментов, например: Илия – это всё же еврейское имя.

Однако это не значит, что в Библии нет нееврейских пророков. В Книге Чисел есть загадочная фигура по имени Валаам, неизраильский пророк, который фактически выступает против Моисея и евреев. Валаам появляется в 22-й главе, когда израильтяне прибывают в Моаб на пути к земле обетованной. Естественно, это вызывает тревогу у Валака, царя моавитян. Он отправляет посланников к Валааму и попросит у него проклясть захватчиков («…итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят».)

Бог отказывает Валааму в просьбе, поскольку евреи являются Его избранным народом, и Он не желает их проклинать. Валаам и Валак предлагают Богу три жертвы, но каждый раз Бог не проклинает, а благословляет еврейский народ.

Это злит царя моавитян. Тогда Валаам советует Валаку искусить израильтян, заставить их согрешить, чтобы навлечь гнев Божий. По всей видимости, этот греховный совет стоил Валааму жизни: он был убит во время сражения между израильтянами и мадианитянами.

6. Дух пророка

История царя Саула и Аэндорской ведьмы является одним из библейских отрывков, которые порождают больше вопросов, нежели ответов, и приводят к возникновению всякого рода теологических и моральных дилемм.

После смерти пророка Самуила в Раме филистимляне решили атаковать Израиль. Напуганный царь Саул обратился к Богу за советом, однако не получил ответа. По этой причине Саул решил форсировать дело и приказал своим слугам найти ему ведьму.

Сделать это было нелегко, поскольку Саул ранее провёл кампанию по истреблению всех ведьм и колдунов на земле израильской. Однако до него дошли слухи, что в Аэндоре ещё осталась одна ведьма, и он решил встретиться с ней лично. Он попросил её вызвать дух Самуила. Пророк не был рад тому, что его потревожили. Он начал ругать царя за неподчинение Богу. Дух пророка Самуила также сказал Саулу, что на следующий день он умрёт в сражении. И действительно, царь и его семья были убиты филистимлянами.

Конечно, Библия строго-настрого запрещает колдовство, поэтому неудивительно, что Саул был наказан. Недоумение вызывает тот факт, что женщина из Аэндора, по-видимому, преуспела в общении с Самуилом. Это говорит о том, что магия, возможно, была реальной в христианстве, причём настолько, что ведьма могла иметь власть над духом пророка. Согласно Библии, вся власть проистекает от Бога, а Он порицает ведьм и колдунов. Тогда зачем Он наделил их властью вызывать мёртвых?

С другой стороны, учёные давно заметили, что ведьма удивлённо реагирует на появление Самуила. Возможно, она была мошенницей, которая не ожидала, что дух пророка явится на самом деле. А Бог решил послать Самуила, чтобы указать Саулу на его греховность и неверие. Как бы там ни было, точный смысл отрывка остаётся предметом дискуссий.

7. Ксенофобский пророк

Неемия был еврейским наместником Иудеи под властью Персии. Книга Неемии – это рассказ от первого лица о попытках восстановить Иерусалим как физически, так и духовно. Одним из его ключевых достижений стало завершение строительства стены вокруг города за рекордный срок – 52 дня.

Вскоре после этого Неемия отправился в Персию с визитом к царю Артаксерксу I. Когда он вернулся в Иерусалим, его ждали плохие новости. За время его отсутствия некоторые евреи женились на иностранных женщинах из Ашдода, Моава и Аммона. Как результат, их дети не могли даже разговаривать на иврите.

Неемия, возмущённый смешанными браками, начал проклинать виновников его негодования. Однако этого ему показалось недостаточно, и он начал избивать их. В конечном счёте, мужчины, которые больше не могли терпеть эти издевательства, дали клятву, что они не станут «отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих». Это успокоило Неемия, и он закончил свою книгу, похваставшись тем, что «очистил их от всего чужеземного и восстановил службы священников и левитов, каждого в деле его, и доставку дров в назначенные времена и начатки».

8. Обиженные пророки

Пророк Моисей обманул смерть, когда он был ещё младенцем, вырос в доме фараона, стал принцем Египта, затем беглецом и, в конце концов, пастухом. После этого он превратился в пророка и посмел бросить вызов фараону, самому влиятельному человеку в мире в то время. Естественно, он выиграл и повёл свой народ через пустыню к земле обетованной.

Моисей является настолько доминирующей фигурой, что легко забыть о двух других пророках, которые помогали ему вывести евреев из Египта – брате Аароне и сестре Мириам. Они были недовольны тем, что остались в тени. Согласно Книге чисел, Аарон и Мириам в итоге решили оспорить авторитет своего брата, спросив у Бога: «…одному ли Моисею говорил Господь? Не говорил ли Он и нам?»

К сожалению для двух обиженных пророков, Бог вступился за Моисея. Он напомнил Аарону и Мириам, что являлся им лишь во снах, тогда как Моисею было позволено говорить с ним лично. Затем Господь наслал на Мириам кожную болезнь. Это напугало Аарона, и он попросил Моисея заступиться за них. В конечном счёте, Бог согласился простить мятежных пророков и исцелил Мириам.

9. Злобный пророк

Имя «Иона» с иврита переводится как «голубь». Он, пожалуй, был самым странным библейским пророком, поскольку редко соглашался с велениями Бога.

Согласно Книге пророка Ионы, ему было поручено следовать в Ниневию, ассирийский город, известный своей греховностью. Иона ослушался Бога и вместо этого попытался сбежать от Ассирии настолько далеко, насколько это было возможно. Тогда Господь сделал так, что его проглотила «огромная рыба». Она не выпускала пророка до тех пор, пока тот не согласился выполнить волю Божью.

Когда Иона прибыл в Ниневию, его слова настолько растрогали жителей города, что они искренне раскаялись в совершённых грехах. Однако Иона это не устраивало – он хотел, чтобы жители Ниневии были уничтожены. Когда Бог милостиво решил пощадить город, Иона впал в ярость и попросил убить его.

Позднее он покинул город в надежде, что уничтожение Ниневии неминуемо, и выбрал хорошее местечко на соседнем холме, с которого планировал наблюдать за разрушениями. К счастью, этого никогда не произошло.

10. Нижнее бельё пророка

В одном из отрывков Книги пророка Иеремии (13:1-11) Всевышний велит пророку преподать урок людям при помощи льняного «пояса». Слово достаточно неоднозначное. Оно может относиться к поясу или набедренной повязке (распространённый вид нижнего белья в то время). Большинство учёных склоняются ко второму варианту

Бог говорит Иеремии пойти и купить себе льняной пояс и положить его на чресла свои, но в воду не класть его. Иными словами, Иеремии не разрешается стирать его нижнее бельё! После того как Иеремия поносил пояс в течение некоторого времени, Бог велел ему снять его и спрятать в расселине скалы неподалеку от Евфрата.

Спустя много дней Иеремия получает указание вернуться к Евфрату и забрать свой пояс, который «был испорчен, ни к чему стал не годен». Затем Бог сообщает ему, что гордость Иуды и Иерусалима будет сокрушена, как и его нижнее бельё.

источник

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники