10 фактов о первом советском реактивном пассажирском самолёте

15 сентября 1956 года совершил первый полет легендарный Ту–104.

1. Ту–104 не был первым в мире реактивным пассажирским самолетом, однако De Havilland Comet, совершивший первый полет немногим ранее Ту–104, потерпел ряд чудовищных катастроф из–за просчета конструкторов и был снят с эксплуатации. В итоге Ту–104 в период с 1956 до октября 1958 года оставался единственным летающим реактивным авиалайнером в мире.

2. Ту–104 был создан на базе бомбардировщика Ту–16. От боевого самолета остались крылья и оперение хвоста самолета, форма гондолы двигателей и шасси.

3. Передовые технологии шли рука об руку с техническими сложностями. Так, в начале эксплуатации самолета пилоты и конструкторы столкнулись с так называемым «подхватом», когда самолет в течение нескольких секунд стремительно подбрасывает вверх на 1–2 км при большом росте угла атаки. 17 октября 1958 года командир корабля Гарольд Кузнецов, столкнувшись с этим эффектом и пытаясь спасти машину, передавал на землю информацию о том, что происходит с самолетом. К сожалению, избежать трагедии пилоту не удалось. Всего в той катастрофе погибло 80 человек. Но полученные данные позволили устранить проблему «подхвата».

4. Вывод самолета на трассы потянул за собой модернизацию всех аэродромных структур. Вместе с этим самолетом появились мощные тягачи, заправщики воды и горючего, багажный транспорт и другая техника. Можно сказать, что благодаря Ту–104 аэродромы в СССР стали напоминать нынешние.

5. Максимальная скорость Ту–104 — 951 км/ч. Это означало, что перелет Москва — Иркутск занимал всего какие–то 7,5 часов.

6. Ту–104 был флагманом «Аэрофлота» не только из–за своих характеристик, но и благодаря обслуживанию в салоне самолета и его комфорту. В интерьерах самолета был реализован принцип «салон–дом». На нем впервые в СССР пассажиров начали кормить.

7. В 1956 году Советскому Союзу удалось поразить западный мир, когда во время визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева в Лондон туда же прилетели три Ту–104. Прибытие советского авиалайнера, по отзывам британской прессы, произвело эффект, сравнимый с приземлением НЛО.

8. На базе Ту–104 была создана первая летающая лаборатория для подготовки космонавтов. Для создания невесомости самолет движется по нисходящей параболе, экипажем поддерживается нулевая перегрузка, что создает эффект невесомости, который длится до 25 секунд. В этой крылатой лаборатории проходил подготовку к выходу в космос Алексей Леонов.

9. За более чем 20–летний срок службы Ту–104 перевез порядка 100 000 000 пассажиров.

10. Большая часть оставшихся машин в течение 1980–х годов была порезана на металлолом, либо установлена в качестве самолетов–памятников в некоторых городах СССР.

Отсюда.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники