11 самых ужасных брендов

Не так давно по интернету разлетелся герб московского района Хорошево-Мневники. Тот случай, когда «графический шедевр» можно долго обсуждать, но лучше один раз увидеть – воспоминания останутся на всю жизнь. И это далеко не единичный пример нелепого оформления территориальных единиц – в брендинге достаточно комичных и несуразных примеров.

При всем этом, в России наблюдается повышенный интерес к территориальному брендингу и даже появляются достойные примеры. По всей видимости, и у Москвы в ближайшее время предстоит брендинг, и скорее всего с ним все будет в порядке.

Ну а пока – хит-парад наиболее нелепых примеров территориального брендинга.
Знакомьтесь – Господин Бобер из Хорошево-Мневники(выше). Герб Хорошево-Мневники - яркое наследие Лужковской Москвы. Появился еще в 2004-м, но стал известен широким массам в прошлом году. Создатели герба утверждают, что на нем изображен "стоящий на задних лапах бобер натурального цвета". Вообще, непонятно, что более занимательно – сам герб или его «авторское» описание. Ростуризм 1 июля подводит итоги всероссийского народного конкурса на логотип и слоган туристического бренда России – и на этот раз за дело возьмутся явно не авторы подобных артефактов. Вообще, удивительно комично и нелепо лужковское наследие. От лубочного «Охотного ряда» до комичных и несуразных гербов. Интересно, а как жители Мневников к своему бобру относятся?20

Ребрендинг московского метро. За эту работу студия Артемия Лебедева запросила ни много, ни мало 232 миллиона рублей. Результат впечатляет - исчез круг и "уплотнились ножки". Серьезные метаморфозы, цена оправдана полностью. Сотрудники студии Лебедева, правда, приводят в качестве примеров «мощную аналитическую работу», где логотип прорисован со всех сторон, где идет отсылка к «историческим корням» и т.д. Все равно что испечь буханку хлеба за миллион долларов, потому что при ее создании изучались древнерусские многотомники, посвященные правильному приготовлению хлебобулочных изделий. Результат работы удивил не только простых смертных – у правительства тоже возникли вопросы, на что была потрачена внушительная сумма денег.21

Перенесемся в жаркую Африку. А вот и Ёбург собственной персоной. Самый крупный город ЮАР Йоханнесбург был брендирован таким вот любопытным образом. Понятное дело, без знания великого и могучего русского языка до конца понять все тонкости этого сокращения трудно. И, тем не менее. Графическая составляющая тоже на «высоком уровне».22

Добро пожаловать в П. Брендированием Перми занимался Пермский центр развития дизайна (ПЦРД), возглавленный опять же Артемием Лебедевым. Получилась большая буква П на выходе. Логотип был создан в 2009 году, и Пермь стала первым российским городом, получившим «современный логотип» (красная буква «П»). Бренд Перми стал одним из первых образцов идентичности, основанных не на архаических или фольклорных образах, а ориентированный на современность, как утверждали сами авторы. Тем не менее, про ассоциативный ряд они как-то не подумали. Или же подумали, что еще хуже.23

А вот образцы конкурсных работ, предназначавшихся для брендирования Екатеринбурга. Каждый вариант харизматичен по-своему, особенно ящерица и муравьед или броненосец ( в любом случае - исконно свердловский зверь). Техническое задание для самородков было опубликовано в интернете, и в нём были прописаны основные ценности горожан: предпринимательский дух, свободолюбие и свободомыслие, амбициозность и целеустремлённость. Целевая аудитория – молодые люди до 30 лет, которые хотят построить карьеру и ищущие достойной жизни для себя и своей будущей семьи. Что же, ТЗ выполнено с внимательностью и серьезным подходом.24

Екатеринбург много и долго "экспериментировал с имиджем". Вот один из них, юбилейный.25

"Я люблю Глазов" - таков был слоган кампании по брендированию города Глазов. В итоге на свет появился довольно кривой гуманоид. Но это не главное. Важно, что он улыбается и несет позитив. Дизайнеры явно старались. Можно предложить такого Глазго. Визуальная культура обоих вариантов оформления Глазова находится на чудовищно низком уровне. Попытка подражать образам массовой культуры, причём самым неоригинальным образом, закончилась поистине катастрофически. Если успешная вирусная акция с альтернативным символом Олимпиады 2014 года в Сочи — «Зойчем», разработанным по заказу олимпийского оргкомитета, запускалась как уместная и продуманная шутка, то в том же Глазове действовали вполне серьёзно.

"Туристический логотип Саратова" - еще одна разработка студии Лебедева. Ключ к сердцу, любовь к городу, все дела. Тем не менее, слоган в сочетании с картинкой смотрятся довольно странно. Жители Саратова сравнивали логотип с перевернутым биноклем, упавшим сердцем и даже с "беззубой мышью". Председателю общественной палаты Саратовской области Александру Ландо логотип вообще показался "неудачной первоапрельской шуткой".26

Одесса. По крайней мере, такой брендинг был до недавних пор. И, как мы видим, логотип довольно функциональный и хорошо адаптируется под все сезоны. Да и ностальгический оттенок присутствует - похоже оформляли ларьки в начале 1990-х годов. Позже свой вариант с большой буквой О предложил Артемий Лебедев, сейчас же циркулирует вариант с якорем. Тоже не самый изящный. Но с приведенным здесь логотипом все равно мало что сравнится.27

Горожане Омска были против официального логотипа Омского региона, который жители называли «брендолапа». Логотип был разработан омским маркетологом из Москвы Станиславом Иванченко. Омские специалисты выделили главные недостатки этой работы: 1 — негативные эмоции, связанные с неадекватным визуально-пластическим решением логотипа; 2 — негативные ассоциации, связанные с семантикой образа и подходом к позиционированию территории. Логотип и правда злой, холодный и скорее напоминает плакат хоккейных болельщиков.28

Ну и Рязань. Березовый край. Напоминает скорее слоган ликероводочного напитка.
По мнению экспертов, в современном мире от России могут «прозвучать» только Санкт-Петербург — как уникальный историко-архитектурный ансамбль, озеро Байкал — шедевр природы, лоскутное одеяло — символ Олимпиады в Сочи, и перешедшие по наследству балет, Московский Кремль и Юрий Гагарин. И, безусловно, нынешняя задача дизайнеров – не плодить треш и не делать упор на стандартные российские штампы. В свое время это уже удалось дизайнерам из Амстердама. По крайней мере, положительные примеры есть, есть на что и ориентироваться. Ну а бобер из Мневников пусть так и останется экспонатом для нашей Кунсткамеры, над которым мы еще не один год будем смеяться.29

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники