25 фактов из жизни легендарной приставки Game Boy

Экран был крошечным, графика — оттенки серого на зелёном фоне, но Game Boy, хендхелд компании Nintendo, совершил настоящую революцию. Это случилось в Японии 25 лет назад, 21 апреля 1989 года.

Устройство, наверное, выглядит сейчас безнадёжно устаревшим, но тогда это считалось невообразимым технологическим достижением. Полноценная консоль, которую можно носить с собой и играть где угодно, — гениальный игровой эквивалент, столь же чаемый детьми и подростками, как карманный кассетный аудиоплеер.

Вспоминая это 25-летие, расскажем о 25 фактах, определивших лицо устройства, которое принесло мировую славу тетрису и породило целое направление в индустрии, имя коему «карманные игровые системы».

30

1. Лучшее, но не первое

Game Boy не был первым портативным игровым гаджетом со сменными картриджами. Сначала, в 1979 году, появился Microvision, описываемый как «программируемая электронная игровая система». Устройство создал игрушечный гигант Milton Bradley. Интересно, что сама консоль была простым «контейнером» с маленьким экраном, а каждая игра распространялась на картриджах с собственным центральным процессором и чипом памяти. Приставочка шла в комплекте с клоном классической Atari-игры Breakout, переименованной в Block Buster. И лишь через 10 лет появился Game Boy, который поставлялся с игрой Alleyway. Да-да, клоном всё той же Breakout.

2. Nintendo — гений хендхелдов

Консоль разработана командой Nintendo's Research and Development 1, возглавляемой легендарным инженером Гунпэем Ёкои (Gunpei Yokoi), тем самым, что создал невероятно популярную серию портативных ЖК-игр Game & Watch. Именно он придумал стержневую философию дизайна компании — «нестандартное мышление с имеющимися технологиями», что означало использование дешёвых легкодоступных компонентов самыми разнообразными способами.

31

3. Портативность важнее картинки

Хотя конкурирующие Atari Lynx и SEGA Game Gear имели дорогостоящее оборудование и возможность работы с цветными дисплеями, Game Boy продавался гораздо дешевле благодаря архитектуре процессора Z80. В то время как 2,5-дюймовый экран с трудом показывал четыре оттенка серого, консоль обещала «до 30 часов игры на четырёх АА-батарейках». Как и чрезвычайно успешная приставка Wii, хендхелд доказал, что техническое превосходство не самая важная вещь.

4. Совершенное управление

У Game Boy была крестовина D-Pad с восемью степенями свободы и четыре кнопки: A, B, Start и Select. Точно такой же набор кнопок был и на Nintendo Entertainment System (NES), что облегчало портирование игр, а игрокам не требовалось привыкать к новой схеме управления.

5. Запуск

Game Boy, появившийся в Японии 21 апреля 1989 года, продавался за 12,5 тыс. иен. Сразу было куплено 300 тыс. устройств. В США новинка вышла в конце июля, а в Европе — только в сентябре 1990-го. Обязательной к покупке была игра Super Mario Land, весёлый платформер, воспроизводивший многие черты классической серии Super Mario Bros.

6. Падающие детальки

К моменту запуска в США, в июле 1989-го, директор Nintendo of America Минору Аракава (Minoru Arakawa) получил права на карманную версию тетриса — самой знаменитой головоломки, созданной Алексеем Пажитновым. На ПК игра была сверхпопулярна, но с выходом на Game Boy началось что-то невероятное. Разом была привлечена огромная новая аудитория — «казуалы». Только на этом хендхелде тетрис продался свыше 35 млн раз.

7. Сеть

Тетрис, кстати, стал одним из первых проектов, использовавших возможности кабеля Game Link для подключения двух консолей друг к другу ради мультиплеерной игры. Были и другие проекты, предлагавшие совместную или соревновательную игру.

8. Четыре игрока

Дополнительный адаптер увеличивал количество сетевых слотов до четырёх. Среди игр, поддерживавших эту функцию, «гонка» F-1 Race и предшественница Candy Crush Saga под названием Yoshi's Cookie. Некоторые головоломки для последней, кстати, разрабатывал всё тот же Алексей Пажитнов.

32

9. Мультиплеерный хаос

Это было удивительно, но на хендхелде вышел шутер от первого лица Faceball 2000, позволявший комбинированием переходников и кабелей подключать одновременно до 16 пользователей! Игра предложила аналог сражений по локальной сети за два года до выхода DOOM.

10. Эра карманных монстров

Человеком, молившимся на сетевой кабель, был гейм-дизайнер Сатоши Тадзири (Satoshi Tajiri), которому очень нравилась идея объединения людей в игре. Он скомбинировал эту концепцию с детским увлечением — коллекционированием насекомых, что вылилось в появление игры Pokemon Red and Green (на Западе — Red and Blue in the West). Это первый проект, заложивший основу для невероятно популярной серии. Игра, вышедшая в 1996 году, буквально заставляла пользователей объединять свои хендхелды, сражаться и обмениваться покемонами. По сути, это был единственный способ собрать всю коллекцию виртуальных существ.

11. Pokemon-лихорадка

С тех пор серия Pokemon стала одним из основных продуктов карманных консолей Game Boy, а затем и DS, легла в основу серии мультфильмов, нескольких кинокартин и карточных игр. А недавно оригиналы стали настоящим интернет-феноменом. Мы о Twitch Plays Pokemon, когда тысячи игроков одновременно и кооперативно играют в «Покемонов».

12. Крошечный эпос

Game Boy — первая портативная система, показавшая, что карманные игры — это нечто большее, чем просто казуальные продукты. Система может похвастаться десятками эпических фэнтезийных ролевых проектов, в том числе Legend of Zelda: Link's Awakening и Final Fantasy Adventure. Отменные платформеры вроде Metroid, Castlevania и Mega Man также входят в огромную (более 700 наименований!) библиотеку Game Boy-игр.

13. Игры и девочки

Как ни странно, учитывая название Game Boy («Игропарень»?), система была одной из первых игровых приставок, успешно ориентированных на женскую часть аудитории. В 1995 году Nintendo объявила, что 46% пользователей составляют девушки. Что ж, огромный шаг по сравнению с NES, где на долю прекрасной половины приходилось только 29%. С тех пор компания уделяет равное внимание обоим полам, продвигая разные игры.

14. Game Boy в космосе

В 1993 году недавно скончавшийся космонавт Александр Серебров взял с собой на станцию «Мир» хендхелд Game Boy. Консоль облетела Землю 3 000 раз. Позже она была продана на аукционе в Нью-Йорке, на котором выставлялись различные памятные вещи космонавтов, побывавшие на орбите. Game Boy сопровождался запиской г-на Сереброва: «Как и все космонавты, я люблю спорт. Мои фавориты — футбол и плавание. Во время полёта, в редкие минуты отдыха, я любил играть на Game Boy». Устройство куплено за $1 220.

15. Мультфильмы

Game Boy несколько раз появлялся в мультсериале The Simpsons — чаще всего в руках Барта, заядлого игрока. Были и другие персонажи, питавшие нежные чувства к гаджету. Говорят, Game Boy стал прототипом гаджета-персонажа BMO из весёлого, но очень странного мультсериала Adventure Time.

16. Game Boy и читеры

Наряду с другими консолями Nintendo, в начале 1990-х Game Boy был подвергнут обратному инжинирингу британской компанией Codemasters. Это позволило выпустить специальный картридж Game Genie, который давал игрокам бесконечные жизни и прочие жульнические бонусы.

33

17. Работа и игра

В 1992 году на мгновение всем показалось, что Game Boy станет чем-то более серьёзным. Появление устройств Psion Series 3 и Apple Newton доказало, что есть спрос на цифровые бизнес-помощники. Девелоперы с оптимизмом стали смотреть в сторону игровой системы Nintendo. Малоизвестная компания Fabtek создала приложение Work Boy, поставляемое с клавиатурой и снабжённое функциями дневника, калькулятора, счётчика валюты и простейшей бухгалтерии. Впрочем, полноценного релиза так и не получилось.

18. Рыбалка?

Если вы думаете, что Work Boy был предельно странен, то вы ошибаетесь. В 1998 году Bandai выпустила гаджет Game Boy Pocket Sonar, подключаемый к приставке Game Boy и предназначенный для поиска... рыбы. Устройство могло обнаружить рыбу на глубине до 20 м, отображая её местонахождение на экране. К счастью, гаджет остался доступен только в Японии.

19. Печать и игра

В 1998 году Nintendo выпустила цифровую камеру и принтер, совместимые с Game Boy. Пользователи могли фотографировать себя и затем распечатывать снимки. Качество фотографий было низким, но сама функция оказалась забавной. На хендхелде даже имелось специальное приложение для обработки снимков, позволяющее добавлять на них парики, очки и т. п. В общем, люди веселились. Кроме того, это ценнейший опыт для дальнейшего развития камер DS и 3DS.

20. Кастомизация хендхелдов

Game Boy выходил в различных расцветках и нескольких нестандартных модификациях. К примеру, можно вспомнить жёлтый Pokemon Game Boy и Official Manchester United Game Boy. Очень редка версия Tezuka Osamu World Shop, появившаяся на Game Boy Light — уменьшенной версии гаджета, доступной только в Японии. На аукционах это одна из самых дорогих моделей карманной консоли.

21. Раритеты

Как и на всех консолях, на Game Boy есть немного редких и очень дорогих для коллекционеров игр. Прежде всего назовём Trip World — милый платформер компании Sunsoft, который был выпущен только в Японии и нескольких европейских странах. Копии «в идеальном состоянии» можно продать за $1 000. Чуть дешевле британские версии Castlevania, Metal Gear Solid и Resident Evil.

22. Музыка

Game Boy — любимый инструмент chiptune-исполнителей, которые используют старинные аппаратные игровые средства для создания электронной музыки. Подключая специальные картриджи — к примеру Nanoloop, — музыканты умудряются творить недурственные композиции. Самые популярные музыканты такого рода — Pixelh8, Nullsleep и Mikro Orchestra.

23. Эволюция Game Boy

Вслед за Game Boy в 1996 году вышла более тонкая и лёгкая версия Game Boy Pocket, которая имела те же аппаратные средства, но, в отличие от предшественника, действительно могла поместиться в вашем кармане. Спустя два года появилась модель Game Boy Color.

24. Пределы успеха

Game Boy и Game Boy Color вместе продались более 118 млн раз. Их поддержка была прекращена в начале 2000-х, когда компания начала активно продвигать новый модельный ряд — Game Boy Advance, запущенный в 2001 году. Консоли этой серии добились колоссального успеха: 81 млн проданных устройств.

25. Виртуальное возвращение

Благодаря схеме Virtual Console компания Nintendo сумела возродить небольшую часть классических игр и сделать их доступными на современных устройствах. Полсотни проектов с Game Boy и Game Boy Color можно запустить на 3DS. Более того, есть специальный «классический режим», позволяющий вернуть оригинальный зелёный экран и игры в серых тонах. В общем, спустя четверть века Game Boy живее всех живых!

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники